Роль средств массовой информации в жизни подростков

Автор: Елена Дубова, 17 Августа 2010 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста… 7
I.1. Социально-педагогическое содержание понятия «подросток», «подростковый возраст»……………7
I.2. Особенности современного подросткового кризиса……………….13
Глава II. Влияние средств массовой информации на подростков……………20
II.1. Общая характеристика средств массовой информации…………...20
II.2. Воздействие современных СМИ на подростков…………………..26
II.3. Исследование роли средств массовой информации в жизни подростков……………………………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………………55
Библиография……………………………………………………………………57
Приложение………………………………………………………………………60

Содержимое архива - 4 файла

Введение.doc

— 500.00 Кб (Скачать файл)

      Порой в СМИ попадает информация, просто недопустимая для широкой огласки. В наши дни программы теленовостей стали, практически: «Пособием молодого подрывника». С телеэкранов звучат названия взрывчатых веществ, способы их изготовления и наиболее грамотного применения.

      Откровенно  рекламируется безнаказанность  насилия и произвола. Ежедневно сообщается о заказных убийствах и очень редко говорится об их раскрываемости и задержании преступников.

      Даже  в детских игровых, развлекательных  программах пропагандируется внезапное  материальное обогащение. Почему-то всё  меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как «Что? Где? Когда?» раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошие книги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег.

        Всё вышесказанное не доказывает  того, что в средствах массовой информации в наше время нет хороших, добрых, жизнеутверждающих, познавательных программ и разделов, но необходимо признать, что поток информации, вызывающей агрессию в неокрепших детских душах, значительно больше.

      Как уберечь подростка от отрицательного влияния СМИ?

      Это достаточно сложная, но решаемая задача. Во-первых, каждый человек в силах  сам разобраться, какие журналы следует читать, какие программы следует смотреть, а какие нет, даже в подростковом возрасте. Во-вторых, необходимо занять подростка каким-либо увлечением, что бы как можно меньше оставалось свободного времени. В-третьих, необходимо посоветовать, дать свою оценку того или иного СМИ, выразить своё мнение, вступить в дискуссию.

      Ни  в коем случае нельзя запрещать, это непременно вызовет обратный эффект. Либо должны быть серьёзные обоснования решения о запрете.

      Будем очень надеяться, что в ближайшем  будущем, положение  в российских средствах массовой информации кардинально изменится. Будет оказываться значительная государственная поддержка образовательным и воспитательным проектам в СМИ. Будет пропагандироваться добро, любовь и духовность.     
 
 
 
 
 
 
 
 

      Библиография

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Уч. пособие для вузов. – М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000
  2. Андреева Г.М. Социальная психология – М., 1997
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2003
  4. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников – М., 1997
  5. Баженова Л.М., Собкин В.С., Франко Г.Ю. Шариков А.В.
  6. Использование телевидения в учебно-воспитательном процессе – М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 2001
  7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 2002
  8. Божович Л.Н. Избранные психологические труды // под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. – 2005 
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2001
  10. Бокарев Н.Н. Процесс социальной девиации // Ученые записки МГСУ. 1998. №1
  11. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. М.: Просвещение, 1991.
  12. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. А. В. Петровского М 2000
  13. Волохова О. У последней черты. // Семья и школа, 2007 , №6
  14. Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право, № 1, июнь 2004
  15. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения – СПб., 2003
  16. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // под ред. В.А. Никитина – М., 2006
  17. Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. Молодежная субкультура и наркотики: социо-культурные и социо-психологические проблемы – Тверь, 2007
  18. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности // Философская и социологическая мысль, 2006, № 4
  19. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по разному // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996
  20. Жбанов Е. Мы и Они // Семья и школа, 2000, №9
  21. Журин А.А. Подросток и СМИ в сборнике: Образование и информационная культура – М.: Центр социологии образования РАО, 2001
  22. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Книга для учителя. - М.: Просвещение,2004.
  23. Кле М. Психология подростка – М., 2001
  24. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психол. - 2003, №1
  25. Кон И.С. Социология личности – М., 2007
  26. Кон И. С. Психология старшеклассника М , 1997
  27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология ( развитие ребенка от рождения до 17 лет ). М.: Изд-во УРАО., 1997
  28. Леви В. Нестандартный ребенок . М., 2008.
  29. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Д.:  Медицина, 2005.
  30. Маркова А К Формирование мотивации учения в школьном возрасте М., 1983
  31. Медиаобразование, интегрированное с базовым: Опыт организации экспериментально-исследовательской работы коллектива школы 858 ЮО г. Москвы // под ред. Зазнобиной Л.С. – М., 2008
  32. Мирошниченко А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство. – М.: Книжный мир, 2008
  33. Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. Собкина B.C. – М., 2000
  34. Петровский А.В. Коллектив // Общая психология. - М., 2006
  35. Прихожан А М, Толстых И Н Подросток в учебнике и в жизни М., 2000
  36. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста // 8-е издание. – СПб – 2000
  37. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 2007
  38. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология, СПб., 2005
  39. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности. Новосибирск, 2000
  40. Сгурская Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение. - Калининград, 2006
  41. Собкин B.C., Писарский П.С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников. По материалам социологических исследований 1976 и 1991 гг. – М.: Министерство образования РФ, 1992
  42. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: Владос, 2000
  43. Сукам А.А. Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга. СПб., 2007
  44. Философская и социологическая мысль, 2006, № 4
  45. Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования / под ред. В.С. Собкина – М., 2005
  46. Цымбаленко С.Б., Щеглова С.Н. Кто они, подростки 90-х? – М., 1999
  47. Цукерман Г А Психология саморазвития задача для подростков и их педагогов Москва-Рига, 2005  
 
 
 

Приложение 

   Анкета

      Мы  проводим исследование среди ребят вашей школы о средствах массовой информации и просим тебя ответить на ряд простых вопросов о СМИ.

   1. Как часто ты смотришь ТВ?

          1. Каждый день

          2. 4-6 раз в неделю

          3. 2-3 раза в неделю

          4. раз в неделю и реже 

   2. Какие телеканалы ты предпочитаешь  смотреть?

1. ТНТ
2. НТВ
3. Россия
4. Муз ТВ
5. Первый канал
6. ДТВ
7. АВС
8. НТК
9. ТВ 3
10. СТС
11. Домашний
12. Краснодар плюс
13. ТВ центр
14. Северское ТВ

          
 
 
 
 
 
 
 

(укажи  2-3 канала) 

   15. Другой канал________________________

   16. Спутниковое телевидение (какие именно каналы) __________________________________________

   3. Какие телеканалы предпочитают  смотреть твои родители?

         (укажи 2-3 канала)

 

   

1. ТНТ
2. НТВ
3. Россия
4. Муз ТВ
5. Первый канал
6. ДТВ
7. АВС
8. НТК
9. ТВ 3
10. СТС
11. Домашний
12. Краснодар плюс
13. ТВ центр
14. Северское ТВ

   61 
 
 
 
 
 
 
 
 

   15. Другой канал________________________

   16.  Спутниковое телевидение (какие именно каналы) ____________________________________________

   17. Не знаю 

   4. Что ты предпочитаешь смотреть?

   (возможно несколько вариантов ответов) 

   1. новости

   2. научно-познавательные программы

   3. музыкальные программы (хит-парады, клипы ит.п.)

   4. спортивные передачи

   5. мультфильмы

   6. художественные фильмы

   7. развлекательные передачи (ток-шоу, реалити-шоу) 

   5. Если говорить о художественных фильмах, то какие жанры тебе больше всего нравятся и привлекают?

   (возможно  несколько вариантов ответов)

   62

   1. Детектив                                        2. Фантастика

   3. Комедия                                        4. Мелодрама

   5. Триллер                                         6. Боевик

   7. Экранизация классических произведений

   8. Сериал 

   6. Какие сериалы ты сейчас смотришь?

   1. _________________________________

   2. Не смотрю сейчас сериалов. 

   7. Как часто ты слушаешь радио?

   1. Каждый день

   2. 4-6 раз в неделю

   3. 2-3 раза в неделю

   4. раз в неделю и реже

   5. Радио вообще не слушаю (переход к вопросу 9) 

   8. Какие радиостанции ты предпочитаешь  слушать?

   _______________________________________ 

   9. Как часто ты используешь Интернет?

   1. Каждый день

   2. 4-6 раз в неделю

   3. 2-3 раза в неделю

   4. раз в неделю

   5. 2-3 раза в месяц и реже

   6. не использую Интернет (переход к вопросу 11) 

   63

   10. С какой целью ты чаще всего  используешь Интернет?

   (только  один ответ)

   1. Общение (e-mail, ICQ, Forums)

   2. Поиск информации (поиск рефератов, статей, докладов)

   3. Посещение развлекательных сайтов

   4. Другое_________________ 

   11. Дай продолжение предложению: 

   Для меня СМИ – это _______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

   Спасибо за ответы!

Раздаточный материал на защиту.doc

— 240.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Содержание.doc

— 24.50 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Тезисы защиты.doc

— 50.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Информация о работе Роль средств массовой информации в жизни подростков