Роль средств массовой информации в жизни подростков

Автор: Елена Дубова, 17 Августа 2010 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста… 7
I.1. Социально-педагогическое содержание понятия «подросток», «подростковый возраст»……………7
I.2. Особенности современного подросткового кризиса……………….13
Глава II. Влияние средств массовой информации на подростков……………20
II.1. Общая характеристика средств массовой информации…………...20
II.2. Воздействие современных СМИ на подростков…………………..26
II.3. Исследование роли средств массовой информации в жизни подростков……………………………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………………55
Библиография……………………………………………………………………57
Приложение………………………………………………………………………60

Содержимое архива - 4 файла

Введение.doc

— 500.00 Кб (Скачать файл)

       Введение

     Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать  себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической  ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир.

      Главной целью любого общества, претендующего  на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.

      Однако, воспитание детей — нелегкая задача, и сегодня большинство родителей  сталкивается с огромными трудностями. Наиболее остро они проявляются  в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. Количество самоубийств среди подростков так сильно возросло, что это стало сейчас второй по важности причиной смертности людей в возрасте от 14 до 20 лет. Кроме того, в последние несколько лет невероятно увеличились уровень подростковой преступности, детской беременности, наркомании и заражения болезнями, передаваемыми половым путем. В целом, особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.

     Воспитание растущего человека в ключе формирования развитой личности составляет одну из главных задач современного российского образования.

     Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

     Однако  наличие объективных условий  само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Важно учитывать все факторы влияния на развития личности, в то числе и факторы влияния средств массовой информации.

      Если  попробовать создать портрет  современного подростка, как он будет  выглядеть? Погруженный в виртуальный мир юноша у компьютера с наушниками от плеера в ушах? Девушка с отрешенным взглядом с телефонной трубкой у телевизора, заменившего окно в мир?

      Пока  старшее поколение с опаской  приглядывается к новым информационным средствам, неотвратимо проникающим в повседневность, их дети и внуки быстро осваиваются в этой действительности. Герои книг и видеофильмов, партнеры по связи через Интернет расширили круг их наставников и друзей.

      Средства  массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением. Они способны настолько глобально изменить жизнь отдельного человека и различных социумов, что "информационные бомбы" входят в разряд самого эффективного оружия в различного рода войнах - экономических, политических, идеологических. Созидательную или разрушительную силу средств массовой коммуникации трудно переоценить. Не случайно писатель-фантаст Станислав Лем еще на заре компьютерной эры говорил: неизвестно, что демократичнее - выборы из альтернативных кандидатов или полная компьютеризация страны, которая позволяет учитывать мнение каждого человека по любому вопросу.

      Чем стали средства массовой коммуникации для нынешних подростков - добрым или злым, развивающим или подавляющим началом? Несмотря на обилие суждений на эту тему, убедительные данные отсутствуют. Социологические исследования не поспевают за стремительными социальными изменениями. Дети и подростки нечасто становятся центральными фигурами опросов и исследований, организуемых солидными социологическими институтами, поскольку работа с детской и подростковой аудиторией трудоемка и требует специальных навыков. Так сложилась традиция - делать серьезные выводы и принимать судьбоносные решения, касающиеся юного поколения, "на глазок". В результате развитие средств массовой коммуникации, особенно обращенных к молодому поколению, стало стихийным и неоднозначным процессом.

      Актуальность  и значимость темы исследования заключаются в том, что именно через средства массовой информации современный человек получает возможность расширить кругозор, быть в курсе происходящих событий во всех уголках земного шара, быть информированным в сфере политике, экономики, культуры и т.д.; познакомиться с различными точками зрения на проблемы общественного развития.

      Следовательно, СМИ сегодня могут рассматриваться  как один из факторов, способствующих формированию мировоззрения человека, а также нравственному становлению личности подростка.

      Практическая  значимость данной работы заключается в определении влияния СМИ на формирование личности подростков, в изучении потребности подростков в различных источниках информации

      Объектом  исследования являются средства массовой информации.

      Предмет исследования - влияние средств массовой информации на подростков.

      Цель  исследования - определить роль средств массовой информации в жизни подростков.

      Задачи  исследования

      - проанализировать литературу по  проблеме исследования;

      - рассмотреть психолого-педагогические проблемы подросткового возраста и особенности подросткового кризиса на современном этапе;

      - дать характеристику современным средствам массовой информации;

      - провести исследование роли средств  массовой информации в жизни  подростков.

      Структура работы.

      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, состоящий из 47 источников, и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

      I.1. Социально-педагогическое содержание понятия «подросток», «подростковый возраст»

      Каждый  возраст хорош по-своему. И в  то же время, каждый возраст имеет  свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст.

      Подростковый  возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В западной культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.

      Заметим, что в настоящее время сложилась  достаточно запутанная картина с  определением возрастных рамок подросткового  возраста. Одни берут за основу тинейджерскую  модель, продлевая рамки периода  до 18–19 лет, другие предельно сужают интервал. Не вдаваясь в длительную дискуссию, позволим себе принять за основу достаточно традиционный подход к периодизации: раннее детство и дошкольное детство, период младшего школьника (7–10 лет), подростковый период (10–14 лет), первый юношеский период (старшеклассники – 14–17 лет). Естественно, в этой периодизации читается прямая взаимосвязь с существующей образовательной системой, но модель эта, на наш взгляд, продуктивна, понятна и может быть легко использована в настоящем исследовании.

    На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

    Наиболее  существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового  периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Исходя из этого, Личко А.Е. различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний - 14-15 лет, старший - 16-17 лет1.

      Подростковый  возраст - самый трудный и сложный  из всех детских возрастов. Его еще  называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода  происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности2.

      Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек. Это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Наряду с этим, подросток – это лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки, т.е. подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.

      Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время  подросток заявляет о себе, как  о личности с большой буквы. Противоположные  черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой. У подростков происходит адаптация к социально - устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. В этот небольшой промежуток времени подросток должен сориентироваться в понятиях "мужчина" и "женщина", а так же применять к себе эти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего состояния и того, кем он был/была до этого.

      При взрослении ребенка происходит его  становление, готовность к жизни  во взрослом обществе, как равноправного  участника жизни, у подростка  проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

      В этом возрасте происходит временное  психологическое отдаление подростка  от семьи и школы, их значение в  становлении личности подростка  снижается, тогда как влияние  сверстников усиливается3. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

      Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в  частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка  как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки4. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников.

      Изменяется  характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка5.

Раздаточный материал на защиту.doc

— 240.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Содержание.doc

— 24.50 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Тезисы защиты.doc

— 50.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Информация о работе Роль средств массовой информации в жизни подростков