Роль средств массовой информации в жизни подростков

Автор: Елена Дубова, 17 Августа 2010 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста… 7
I.1. Социально-педагогическое содержание понятия «подросток», «подростковый возраст»……………7
I.2. Особенности современного подросткового кризиса……………….13
Глава II. Влияние средств массовой информации на подростков……………20
II.1. Общая характеристика средств массовой информации…………...20
II.2. Воздействие современных СМИ на подростков…………………..26
II.3. Исследование роли средств массовой информации в жизни подростков……………………………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………………55
Библиография……………………………………………………………………57
Приложение………………………………………………………………………60

Содержимое архива - 4 файла

Введение.doc

— 500.00 Кб (Скачать файл)
   Название  сериала        Частота    %
Не  смотрю сериалов    17    37.0
Кармелита. Цыганская страсть    17    37.0
Счастливы вместе    7    15.2
Универ    4    8.7
Солдаты    3    6.5
Морские дьяволы    2    4.3
Соло  для пистолета с оркестром    2    4.3
Моя прекрасная няня    2    4.3
Папины  дочки    1    2.2
Генеральская  внучка    1    2.2
Отчаянные домохозяйки    1    2.2
Ищейка    1    2.2
Закон и порядок    1    2.2
Кто в  доме хозяин    1    2.2
 

   Из  представленной таблицы видно, что 63% опрошенных  ребят смотрят сериалы  и лишь 37% не смотрит сериалов  вообще.

   Среди ребят, которые смотрят сериалы  абсолютным фаворитом был назван ныне идущий на ТВ сериал «Кармелита. Цыганская  страсть» (37%), второе место со значительным разрывом занял сериал «Счастливы вместе» (15%). Затем по рейтингу следуют уже прошедшие на центральных каналах сериалы «Универ» (8,7%) и «Солдаты» (6,5%), затем идут слаборейтинговые, не молодежные сериалы.

   Радио в системе досуга подростков

   В этом разделе нашего исследования мы рассматривали предпочтения подростков относительно наиболее слушаемых радиостанций, а также выясняли частоту контакта с данным СМИ.

   Перед тем как  рассматривать, какие  именно радиостанции предпочитают подростки, было необходимо выяснить, как часто  они обращаются в повседневной жизни  к радио.

        

      
  Частота %
Каждый день 15 32.6
Радио вообще не слушаю 12 26.1
раз в неделю и реже 8 17.4
4-6 раз в неделю 7 15.2
2-3 раза в неделю 4 8.7
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 

   Исходя  из полученных данных, мы видим, что  регулярно слушает радио 45% опрошенных, из которых 32% слушает его каждый день и 15%  4-6 раз в неделю. Нерегулярными слушателями являются 26% и столько же процентов респондентов радио вообще не слушают. Безусловно, радио уступает значительно по возможностям ТВ и контакт с данным СМИ задействует лишь частично наши органы чувств, но, тем не менее, оно проще для восприятия и очень часто служит «фоном» при наших повседневных делах. Для подростка радио - это источник «модных» и «хитовых» композиций, именно прослушивание радиостанций и определяет в большей мере музыкальные предпочтения ребят на данный промежуток времени. А теперь рассмотрим полученный рейтинг радиостанций.

        
 

      
Название  радиостанции Частота %
Хит FM 16 34.8
Kiss FM 15 32.6
Не  слушаю радио вообще 12 23.9
Люкс FM 7 15.2
Русское радио 6 13.0
Europa+ 4 8.7
Новая волна 2 4.3
Наше  радио 2 4.3
Мелодия 2 4.3
GALA 2 4.3
Стала радио 1 2.2
Голден  радио 1 2.2
L-FM 1 2.2
Шансон 1 2.2
Шарманка 1 2.2
Радио Max 1 2.2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      В полученном нами рейтинге четко прослеживаются радиостанции-лидеры – это Хит FM (34,8%) и Kiss FM (32,6%), за ними в рейтинге следуют Люкс FM и Русское радио (15% и 13%). Далее предпочтения по радиостанциям размываются и невозможно говорить о некой тенденции во мнениях, так как доля остальных радиостанций в распределении очень мала.

      В полученных данных фигурируют, во-первых российские радиосети, а также радиостанции ориентированные на поп-музыку.

      В целом, говоря о радио как средстве массовой информации следует отметить, что для него характерен специфический  формат подачи информации состоящий на 80-90% из музыки (мы имеем ввиду рассмотренные FM-станции), и лишь 10-20% эфирного времени занимают различные новостные и тематические передачи.

      Интернет  глазами подростков

      Интернет  - это одно из самых молодых СМИ, а точнее средств массовой коммуникации (это более широкое понятие), так как подразумевает двусторонний обмен информацией между включенными в него пользователями. Интернету всего около 30 лет, но за это время он достаточно плотно вошел в жизнь многих сотен миллионов человек, которые используют его как просто для общения, так и  в бизнесе, образовании, политике, рекламе и других сферах жизни общества. На сегодняшний день Интернету удается сочетать в себе такие СМИ как телевидение, радио, прессу.

      Исходя  из предложенных выше фактов, возникает необходимость изучения места Интернета в жизни подростка. В данном исследовании мы рассмотрим такие параметры как частота и мотивы использования Всемирной паутины. 

        
 

      
 
 
Частота %
2-3 раза в  неделю 12 26.1
Каждый день 11 23.9
не  использую Интернет 8 17.4
2-3 раза в  месяц и 7 15.2
4-6 раз в  неделю 5 10.9
раз в неделю 3
    6.5
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Анализируя  частоту использования Интернета учащимися старших классов МОУ СОШ № 45, мы приходим к выводу о том, что более 83% ребят пользуются Интернетом и лишь 17% сказали, что вообще не использует Интернет. Каждый день использует 24% опрошенных, 4-6 раз в неделю 11% (в сумме постоянных пользователей 35%), далее следуют группы респондентов использующих глобальную сеть по необходимости и от случая  к случаю (2-3 раза в неделю 26%, раз в неделю 7% и 2-3 раза в месяц и реже  15%), вторая группа пользователей является более многочисленней (48%) и будет, скорее всего, отличаться по мотивам посещения Интернет.

      Общая картина мотивов посещения и использования ресурсов Интернета такова:

      

      
  Частота %
Поиск информации 26 56.5
Общение 15 32.6
Посещение развлекательных сайтов 11 23.9
Не  использую 7 17.4
Другое 7 15.2
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 

      Мы  видим, что Интернет является источником информации, который помогает подросткам в образовательном процессе, ведь в 56% они обращаются к нему для поиска информации по учебе (рефераты, доклады и др.), таким образом, мы можем констатировать факт, что ныне Интернет, является одной огромной библиотекой информации по различным темам. На второе место вышел мотив общения (32%), так называемое виртуальное общение, которое реализуется в различных чатах, форумах, таких сервисах как ICQ, e-mail и помогает людям максимально упростить процесс коммуникации на больших расстояниях, по интересующим тематикам. 

      Альтернатива  «другое» (17%) вобрала некие специфические  выделенные респондентом мотивы использования  Всемирной паутины  такие как, чтение новостей определенной тематики, игры, просмотр порнографии и другие.

      Интересен тот факт, что группа постоянных пользователей, которую мы выделили немного раньше, более ориентирована в равной степени, как на общение, так и на поиск информации, в то время как непостоянные пользователи в большей мере ориентированы на поиск информации. Таким образом, Интернет является для одной группы «огромной библиотекой информации», а для других средством коммуникации, т.е. средством общения.

      В результате проведенного  исследования были выявлены некоторые особенности восприятия средств массовой информации учащимися МОУ СОШ № 45 ст. Северской Краснодарского края.

      Рассматривая  каждый из вопросов предложенной подросткам анкеты, все более и более убеждаешься в том, что на сегодняшний день влияние СМИ на жизнь человека достаточно велико, только вот характер этого влияния далеко не всегда осознается нами.

        Что же касается жизни подростка, то здесь мы можем говорить о том, что именно СМИ формируют основные представления о моде, образцах поведения, предпочтениях в музыке,  предлагают свое видение происходящих в обществе событий. Безусловно, нельзя говорить о тотальном влиянии СМИ на указанные сферы, ведь это влияние в каждом отдельном случае обусловлено множеством факторов: степенью включенности в контакт с отдельным СМИ, характером получаемой информации из этого средства, психологическими, социальными, особенностями конкретного индивида и множеством других факторов.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

        Рассмотрев проблемы психологии  подростка, мы приходим к выводу, что в этом возрасте юноши  и девушки наиболее подвержены  влиянию внешних источников. Более того, в подростковом возрасте появляется потребность в уединении и переоценке своего «Я».                       Современные средства массовой коммуникации со всеми своими неограниченными возможностями и оперативностью являются надёжным и легкодоступным источником получения информации. Практически полный переход СМИ на коммерческую основу не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные программы, выпускать журналы для детей и подростков стало невыгодно. Не выделяются средства государственной поддержки на создание качественного Российского кино. В связи с этим телевизионные каналы закупают за рубежом телефильмы и телевизионные программы очень низкого качества.

Раздаточный материал на защиту.doc

— 240.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Содержание.doc

— 24.50 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Тезисы защиты.doc

— 50.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Информация о работе Роль средств массовой информации в жизни подростков