Роль средств массовой информации в жизни подростков

Автор: Елена Дубова, 17 Августа 2010 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста… 7
I.1. Социально-педагогическое содержание понятия «подросток», «подростковый возраст»……………7
I.2. Особенности современного подросткового кризиса……………….13
Глава II. Влияние средств массовой информации на подростков……………20
II.1. Общая характеристика средств массовой информации…………...20
II.2. Воздействие современных СМИ на подростков…………………..26
II.3. Исследование роли средств массовой информации в жизни подростков……………………………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………………55
Библиография……………………………………………………………………57
Приложение………………………………………………………………………60

Содержимое архива - 4 файла

Введение.doc

— 500.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Раздаточный материал на защиту.doc

— 240.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Содержание.doc

— 24.50 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Тезисы защиты.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Тезисы  защиты

Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать  себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической  ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир.

     Воспитание  растущего человека в ключе формирования развитой личности составляет одну из главных задач современного российского образования.

     реальная  возможность развития человека как  личности обеспечивается всей совокупностью  материальных и духовных ресурсов общества.

     Однако  наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Важно учитывать все факторы влияния на развития личности, в то числе и факторы влияния средств массовой информации.

     Средства  массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более  значимым фактором существования и  развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.

      Актуальность  и значимость темы исследования заключаются  в том, что именно через средства массовой информации современный человек получает возможность расширить кругозор, быть в курсе происходящих событий во всех уголках земного шара, быть информированным в сфере политике, экономики, культуры и т.д.; познакомиться с различными точками зрения на проблемы общественного развития.

      Следовательно, СМИ сегодня могут рассматриваться как один из факторов, способствующих формированию мировоззрения человека, а также нравственному становлению личности подростка.

      Объектом  исследования являются средства массовой информации.

      Предмет исследования -  влияние средств  массовой информации на подростков.

      Цель  исследования -  определить роль средств  массовой информации в жизни подростков.

      Задачи  исследования

      - проанализировать литературу по  проблеме исследования;

      - рассмотреть психолого-педагогические  проблемы подросткового возраста  и особенности подросткового кризиса на современном этапе;

      - дать характеристику современным  средствам массовой информации;

      - провести исследование роли средств  массовой информации в жизни  подростков.

      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, состоящий из 47 источников, и приложения.

     В Первой главе рассматриваются психолого-педагогические особенности подросткового возраста, анализируется кризис подросткового  возраста на современном этапе. Вторая глава посвящена рассмотрению вопроса  влияния средств массовой информации на подростков и анализу проведенного исследования.

      Исследование  было проведено на базе МОУ СОШ  № 45 ст. Северской Северского района Краснодарского края среди учащихся 8-11 классов. В этом исследовании приняло  участие 46 ребят, которые были опрошены с помощью метода раздаточного анкетирования (Приложение 1).

        Данный проект ставил своей  целью раскрыть роль СМИ в  жизни подростка на примере  учащихся МОУ СОШ № 45 ст. Северской  Северского района Краснодарского  края.

        Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

определить, что в понимании школьников представляют собой СМИ; выяснить роль ТВ в жизни школьника, рассмотрев такие параметры как: частота просмотра ТВ, предпочтение в просмотре телеканалов самих ребят и их родителей; проанализировать такие особенности в просмотре ТВ как: предпочтения в просмотре сериалов, жанров художественных фильмов; изучить роль радио в жизни подростка, рассмотрев такие параметры как: предпочтения в выборе радиостанций, а также частоту их прослушивания;

проследить  роль Интернета в  повседневной жизни  подростка, рассмотрев такие параметры  как: частота работы в Интернете  и мотивы-ситуации использования  Всемирной паутины.

   По  результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

   Для большинства подростков СМИ являются источником получения информации и  способом проведения досуга. Часть  подростков считают, что СМИ –  это набор агентов массовой информации (ТВ, радио, пресса, Интернет). В целом можно сказать, что личное отношение к СМИ у ребят поверхностное и еще четко не сформированно.

   В работе мы исследовали отношение  подростков к разным видам СМИ: телевидению, радио, Интернету.

   Оказалось, что более 90% ребят смотрят ТВ почти каждый день, из них 67% смотрят  ТВ ежедневно, а 24% смотрят 4-6 раз в неделю. Группа ребят, которые имеют непостоянный контакт с ТВ достаточно мала и составляет в общей сложности 10%. Полученные данные говорят о том, что подростки в своем большинстве постоянно включены в информационную среду телевещания.

      Лидирующее  место среди предпочтений занимает «ТНТ», который предпочитают смотреть 78% опрошенных, далее идут музыкальный  канал «Муз ТВ» и «НТВ»  (по 56%), за ним следует «Россия» (45%) и  «ДТВ» (почти 35%). Следует отметить, что  местный канал обладает очень низким рейтингом, а на первые места выходят национальные телеканалы.

      Отдельно  нам следует отметить «Спутниковое ТВ» (24%). Технологический прогресс дает нам возможность для доступа  к более широкому числу как  российских, так и международных  каналов.

      Анализируя  указанные респондентами предпочитаемые каналы спутникового ТВ мы можем сделать  вывод о том, что чаще всего  были выделены: музыкальные (МТV), спортивные (Eurosport), а также научно-популярные каналы (Discovery).

   Говоря  о предпочтениях в просмотре телеканалов среди родителей  лидирует телеканал «Первый», который пользуется популярностью среди 87% родителей. Второе место со значительной разницей, чем у самих опрошенных, занимает «Россия» -  почти 81%, а на третье месте стоит в рейтинге «НТК» - 61%. Важно отметить, что среди предпочтений родителей преобладают общенациональные информационно-развлекательные каналы и значительно выше рейтинг местного телеканала (39,1%), чем у самих ребят.

      Значительным  предпочтением пользуются музыкальные  передачи (82,6%), лишь потом с большим разрывом следуют художественные фильмы (61%), развлекательные и спортивные передачи (54% и 37% соответственно). По  понятным причинам в рейтинге предпочтений на последнем месте следуют рекламные ролики (всего 4,3%). Эти особенности были частично  замечены еще в блоке о предпочтениях в просмотре определенных телеканалов.

   Бесспорным  лидером среди жанров художественных фильмов является комедия (84%), которая  наиболее проста по содержанию, динамична  и вызывает массу положительных  эмоций. Далее следует фантастика и сериал (37% и 32% соответственно). Именно фантастика захватывает ребят и переносит из мира реального в мир воображаемого, которые подкрепляются интересными сюжетами и современными спецэффектами, исследователь считает, что именно фантастика начинает занимать то место, что когда-то раньше в детстве занимали мультфильмы. Сериалы же пользуются такой популярностью, так как являются неким зеркалом общества в данный момент, показанным на экране, раскрывая и освещая интересные и актуальные вопросы повседневности.

   Жажда испытать острые ощущения выливается в предпочтении таких жанров как  боевик, триллер и детектив (23%; 21% и 17% соответственно).

   63% опрошенных  ребят смотрят сериалы, и лишь 37% не смотрит сериалов  вообще.

   Среди ребят, которые смотрят сериалы, абсолютным фаворитом был назван ныне идущий на ТВ сериал «Кармелита. Цыганская страсть» (37%), второе место со значительным разрывом занял сериал «Счастливы вместе» (15%). Затем по рейтингу следуют уже прошедшие на центральных каналах сериалы «Универ» (8,7%) и «Солдаты» (6,5%), затем идут слаборейтинговые, не молодежные сериалы.

   Регулярно слушает радио 45% опрошенных, из которых 32% слушает его каждый день и 15%  4-6 раз в неделю. Нерегулярными слушателями являются 26% и столько же процентов респондентов радио вообще не слушают. Безусловно, радио уступает значительно по возможностям ТВ и контакт с данным СМИ задействует лишь частично наши органы чувств, но, тем не менее, оно проще для восприятия и очень часто служит «фоном» при наших повседневных делах. Для подростка радио - это источник «модных» и «хитовых» композиций, именно прослушивание радиостанций и определяет в большей мере музыкальные предпочтения ребят на данный промежуток времени.

      В полученном нами рейтинге четко прослеживаются радиостанции-лидеры – это Хит FM (34,8%) и Kiss FM (32,6%), за ними в рейтинге следуют Люкс FM и Русское радио (15% и 13%). Далее предпочтения по радиостанциям размываются и невозможно говорить о некой тенденции во мнениях, так как доля остальных радиостанций в распределении очень мала.

      В полученных данных фигурируют, во-первых российские радиосети, а также радиостанции ориентированные на поп-музыку.

      В целом, говоря о радио как средстве массовой информации следует отметить, что для него характерен специфический формат подачи информации состоящий на 80-90% из музыки (мы имеем ввиду рассмотренные FM-станции), и лишь 10-20% эфирного времени занимают различные новостные и тематические передачи.

      Интернет  - это одно из самых молодых СМИ, а точнее средств массовой коммуникации (это более широкое понятие), так как подразумевает двусторонний обмен информацией между включенными в него пользователями. Интернету всего около 30 лет, но за это время он достаточно плотно вошел в жизнь многих сотен миллионов человек, которые используют его как просто для общения, так и  в бизнесе, образовании, политике, рекламе и других сферах жизни общества. На сегодняшний день Интернету удается сочетать в себе такие СМИ как телевидение, радио, прессу.

   Анализируя  частоту использования Интернета учащимися старших классов МОУ СОШ № 45, мы приходим к выводу о том, что более 83% ребят пользуются Интернетом и лишь 17% сказали, что вообще не использует Интернет. Каждый день использует 24% опрошенных, 4-6 раз в неделю 11% (в сумме постоянных пользователей 35%), далее следуют группы респондентов использующих глобальную сеть по необходимости и от случая  к случаю (2-3 раза в неделю 26%, раз в неделю 7% и 2-3 раза в месяц и реже  15%), вторая группа пользователей является более многочисленней (48%) и будет, скорее всего, отличаться по мотивам посещения Интернет.

      Интернет  является источником информации, который  помогает подросткам в образовательном  процессе, ведь в 56% они обращаются к  нему для поиска информации по учебе (рефераты, доклады и др.), таким образом, мы можем констатировать факт, что ныне Интернет, является одной огромной библиотекой информации по различным темам. На второе место вышел мотив общения (32%), так называемое виртуальное общение, которое реализуется в различных чатах, форумах, таких сервисах как ICQ, e-mail и помогает людям максимально упростить процесс коммуникации на больших расстояниях, по интересующим тематикам. 

      Альтернатива  «другое» (17%) вобрала некие специфические  выделенные респондентом мотивы использования Всемирной паутины  такие как, чтение новостей определенной тематики, игры, просмотр порнографии и другие.

      Интересен тот факт, что группа постоянных пользователей, которую мы выделили немного раньше, более ориентирована  в равной степени, как на общение, так и на поиск информации, в то время как непостоянные пользователи в большей мере ориентированы на поиск информации. Таким образом, Интернет является для одной группы «огромной библиотекой информации», а для других средством коммуникации, т.е. средством общения.

      В результате проведенного  исследования были выявлены некоторые особенности  восприятия средств массовой информации учащимися МОУ СОШ № 45 ст. Северской  Краснодарского края.

      Рассматривая  каждый из вопросов предложенной подросткам анкеты, все более и более убеждаешься в том, что на сегодняшний день влияние СМИ на жизнь человека достаточно велико, только вот характер этого влияния далеко не всегда осознается нами.

        Что же касается жизни подростка,  то здесь мы можем говорить  о том, что именно СМИ формируют основные представления о моде, образцах поведения, предпочтениях в музыке,  предлагают свое видение происходящих в обществе событий. Безусловно, нельзя говорить о тотальном влиянии СМИ на указанные сферы, ведь это влияние в каждом отдельном случае обусловлено множеством факторов: степенью включенности в контакт с отдельным СМИ, характером получаемой информации из этого средства, психологическими, социальными, особенностями конкретного индивида и множеством других факторов.

Информация о работе Роль средств массовой информации в жизни подростков