Автор: Елена Дубова, 17 Августа 2010 в 20:55, дипломная работа
Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста… 7
I.1. Социально-педагогическое содержание понятия «подросток», «подростковый возраст»……………7
I.2. Особенности современного подросткового кризиса……………….13
Глава II. Влияние средств массовой информации на подростков……………20
II.1. Общая характеристика средств массовой информации…………...20
II.2. Воздействие современных СМИ на подростков…………………..26
II.3. Исследование роли средств массовой информации в жизни подростков……………………………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………………55
Библиография……………………………………………………………………57
Приложение………………………………………………………………………60
В данном случае в самой невыгодной ситуации оказывается подросток, которому еще очень сложно разобраться в калейдоскопе политических предпочтений и интересов, которому очень сложно обнаружить грань между политически тенденциозной программой или материалом, и, той, которая не имеет таких качеств.
Важно отметить, что современные условия жизни ребенка, особенно в крупном западном мегаполисе подразумевают несколько другие ориентиры развития, чем раньше, основанные на все возрастающей роли т.н. «информационного образа жизни». Существует два смысла этого понятия:
1) образ жизни людей, образ развития подростка в информационном обществе, где все стороны жизни в значительной степени пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационных технологиях;
2) информационный аспект образа жизни.
Сегодня учеными и специалистами многих стран ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни, от возраста подростка до преклонных лет, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря. Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями. Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой. Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности, имеющие возможности влияния на социализацию и воспитание подростка? Это: - трудовая; - общественно-политическая; - учебная; - бытовая; -социально-культурная; - досуговая деятельность. Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, развитием средств массовой информации для совершенствования ряда из перечисленных слагаемых образа жизни.
-
общественно-политическая
-
учебная деятельность. Сейчас активно
развивающаяся педагогическая
-
бытовая деятельность. Бытовые компьютеры,
ставшие сегодня за рубежом,
в связи с развитием Интернета,
-
социально-культурная
-
досуговая деятельность. В мире
фиксируется четкая тенденция
реализации средствами
Таким образом, происходящее в настоящий момент в странах зарубежья соединение средств массовой информации и новейших компьютерных технологий позволяют активизировать воспитательное воздействие на подростков. Конечно, важно отметить, что здесь особое значение приобретает качество материала, предлагаемого подросткам подобными системами развитых СМИ. Но и здесь важно отметить, что в последнее время, по сравнению с, например, периодом первой половины восьмидесятых годов, в развитых зарубежных странах налажен достаточно жесткий и объемный контроль за качеством информации и её содержанием, доступ к которой может получить через средства массовой информации подросток. Разработанная система кодов и паролей, конечно же, не обеспечивает полностью закрытость той или иной, вредной для подростка в становлении его личности информации, но минимализирует эту защиту, тем самым отвечая на справедливую для своего времени критику о развращающем воздействии средств массовой информации на подрастающее поколение.
Конечно, при активном воздействии такого рода современного симбиоза СМИ и новейших технологий, возникает опасность оторванности от реальной жизни. Но активно реализуемая сегодня за рубежом программа экологии воспитания позволяет избежать этого. Опытные психологи и педагоги непременно участвуют при разработке того или иного материала, предназначенного для подростков, тем самым сводят указанную опасность до минимальной.
В
США покупаются системы, обеспечивающие
воспроизведение
В условиях стремительного совершенствования информационных технологий и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым актуальным вопросом продолжает оставаться вопрос о целевых жизненных установках конкретной личности. Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влияния информации на человека, на подростка как раз и заключается в ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых намного порядков выше самой информации. Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать даже информационную программу на ту или иную установку не представляет труда. "Виртуальную" систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять "зомбирование". За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении, за непричинением теми или иными материалами СМИ вреда воспитанию и социализации подростка - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах22.
Таким образом, современное состояние в развитых странах связанное с воспитывающим воздействием средств массовой информации на воспитание и социализацию подростка во многом связано с новейшими разработками науки и техники и именно в этом плане его и необходимо, прежде всего, рассматривать, так как именно новые технологии средств массовой информации, в большинстве своем, привлекают подростков, делая другие СМИ, не столь активно ведущие политику технологизации, неспособными влиять на развитие и становление подростка.
Развитие и становление личности подростка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда, с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой – возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессов и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. Если данная проблема (реализация новейших, на сегодняшний день, средств массовой информации в воспитании подростков) для неразвитых стран еще не особенно актуальна, то в странах западной Европы и Северной Америки, это одна из первейших задач педагогики.
Важно отметить, что была большая опасность того, что развитие средств массовой информации, развитие новых информационных технологий опередит развитие педагогики (как это было, например, в начале восьмидесятых годов в указанных странах), но этого не произошло – сегодня в США, Великобритании, Франции налажен достаточно жесткий контроль, с одной стороны, фильтрующий доступную детям информацию и создающий препятствие для получения ими материалов, могущих нанести непоправимый вред развивающейся личности подростка, с другой – организующий четкое взаимодействие с производителями информационной продукции для подрастающего поколения в целях её соответствия задачам воспитания и развития личности.
Данная политика проводится непосредственно на государственном уровне, путем издания законодательными органами различного рода нормативных актов, регулирующих такого рода отношения. Если у нас сейчас принято ругать цензуру, то в отношении к продукции для детей и юношества, за рубежом, цензура очень развита и приносит только положительные результаты.
Таким образом решается спорный вопрос о взаимодействии свободы слова, свободы средств массовой информации и их влияния на подрастающее поколение. При этом не наносится ощутимый вред свободе СМИ и качественно регулируется доступ подростков к тем или иным информативным и развлекательным материалам.
Естественно, разработка данной темы позволяет выявить ориентиры развития российских средств массовой информации и их взаимодействия с подростками, их влияния на развитие, воспитание и социализацию подростка.
Именно
анализ сложившегося в данной области
положения в развитых странах
позволяет констатировать, что у
общества имеются реальные возможности
полностью использовать потенциал,
заложенный в средствах массовой информации
для развития и воспитания подрастающего
поколения.
II.3. Исследование роли средств массовой информации в жизни подростков
Данное исследование было проведено на базе МОУ СОШ № 45 ст. Северской Северского района Краснодарского края среди учащихся 8-11 классов. В этом исследовании приняло участие 46 ребят, которые были опрошены с помощью метода раздаточного анкетирования (Приложение 1).
Данный проект ставил своей целью раскрыть роль СМИ в жизни подростка на примере учащихся МОУ СОШ № 45 ст. Северской Северского района Краснодарского края.
Информация о работе Роль средств массовой информации в жизни подростков