Роль средств массовой информации в жизни подростков

Автор: Елена Дубова, 17 Августа 2010 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста… 7
I.1. Социально-педагогическое содержание понятия «подросток», «подростковый возраст»……………7
I.2. Особенности современного подросткового кризиса……………….13
Глава II. Влияние средств массовой информации на подростков……………20
II.1. Общая характеристика средств массовой информации…………...20
II.2. Воздействие современных СМИ на подростков…………………..26
II.3. Исследование роли средств массовой информации в жизни подростков……………………………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………………55
Библиография……………………………………………………………………57
Приложение………………………………………………………………………60

Содержимое архива - 4 файла

Введение.doc

— 500.00 Кб (Скачать файл)

     Задача  взрослых на данном этапе заключается  в том, чтобы помочь ребенку осознать нормальность происходящих с ним  метаморфоз.

     Влияние окружающей среды особенно значимо  для подросткового возраста, поскольку именно в этот период происходит формирование характерологических свойств личности, потребностей, ценностных ориентаций, мотивации поведения, развиваются познавательные способности. Смена социально-политической ситуации в стране, разрушение старых идеалов и отсутствие новых поставили подрастающее поколение перед серьезной проблемой самоопределения и самоактуализации в новых экономических условиях, что не могло не сказаться на особенностях протекания подросткового кризиса на современном этапе развития.

     Подростковый  кризис можно назвать в первую очередь кризисом взаимодействия, который, однако, может стать причиной возникновения  внутриличностного кризиса подростка, так как искажает естественный ход его развития.

     И очень важно в этот период жизни подростков, кто окажется с ними рядом и кто или что окажет на них решающее воздействие. К огромному сожалению, все реже это - родители и все чаще это - телевизор, видеомагнитофон или Интернет.

     Каждое  утро миллионы наших соотечественников, пробудившись от сна, привычно нажимают кнопку "Вкл." на пульте дистанционного управления телевизором, и к ним в дом иногда на весь день входит Телевидение с его новостями, бесконечными сериалами, популярными телешоу, боевиками и мелодрамами, развлекательными и музыкальными программами и, конечно, вездесущей рекламой. Все больше россиян, особенно молодых, начинают свое утро и с погружения (порой продолжающегося чуть не до следующего утра) в "глобальную паутину" - Интернет.

     Влияние СМИ, особенно теле- и видеопродукции на развитие подростков, на формирование их  образа жизни столь велико, что его невозможно переоценить, можно только недооценить.

     Сегодня электронные СМИ, бесспорно, стали  неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Вот только плохо это или  хорошо? Здесь существуют разные мнения. Одни яростно защищают электронные "масс-медиа", видя в них двигатель человеческого прогресса, мощный канал получения знаний, общедоступную трибуну для свободы идей и взглядов, беспрепятственного распространения информации через любые границы. Другие же считают телевидение и Интернет чуть ли не "порождением дьявола", инструментом разрушения морали и нравственности, развращения, отупления и примитивизации мышления миллионов людей, детей и подростков в первую очередь.

     Поэтому на плечи родителей м педагогов ложится, по мнению специалистов, большая роль в формировании медиакультуры детей и подростков. Чтобы средства массовой информации и коммуникации стали друзьями подростков, а не врагами, подростков, необходимо учить подростков грамотному и безопасному их использованию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Влияние средств массовой информации на подростков

     II.1. Общая характеристика средств массовой информации

          Средства   массовой  информации  подразделяются  на  визуальные (периодическая печать), аудиальные  (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное  кино). Несмотря  на  все различия  между ними,  СМИ объединяются  в единую  систему массовой  коммуникации  благодаря общности  функции и особой структуре  коммуникативного  процесса .  Среди функций СМИ выделяют  следующие :

  • информационную  ( сообщение  о  положение  дел, разного  рода  фактах  и  событиях ) ;
  • комментарийно - оценочную  ( часто  изложение  фактов  сопровождается  комментарием  к  ним, их  анализом  и  оценкой ) ;
  • познавательно  -  просветительную  ( передовая  многообразную  культурную, историческую, научную  информацию, СМИ  способствуют  пополнению  фонда  знаний  своих  читателей, слушателей, зрителей ) ;
  • функцию  воздействия  (СМИ  не  случайно  называют  четвертой  властью; их  влияние  на  взгляды  и  поведения  людей  достаточно  очевидно, особенно  в  периоды  так  называемых  инверсионных  изменений  общества  или  во  время  проведения  массовых  социально - политических  акций, например  в ходе  всеобщих   выборов главы государства);
  • гедонистическую  (речь  здесь  идет  не  просто  о  развлекательной  информации, но  и  о том, что  любая  информация  воспринимается  с  большим  положительным  эффектом, когда  сам  способ  ее  передачи  вызывает  чувство удовольствия, отвечает  этическим потребностям  адресата).

     Кроме того, в некоторых работах, посвященных  массовой коммуникации, вводится понятие  так называемой генеральной функции, «которая представляет собой процесс  создания и сохранения единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности»13

     Средства  массовой информации объединяются и  как особый тип коммуникации (дискурса), который можно охарактеризовать как дистантный, ретиальный (передача сообщения неизвестному и не определенному количественно получателю информации), с индивидуально-коллективным субъектом (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция газеты, теле- или радиоканала) и массовым рассредоточенным адресатом. Необходимо отметить и такую особенность коммуникации в СМИ, как ее обусловленность социокультурной ситуацией, с одной стороны, и способность (в определенных пределах) вызывать изменение этой ситуации — с другой.                         

     Различия между средствами массовой информации основаны, прежде всего, на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки (фотографий, "рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения,' способ верстки и т. д. Применительно к радио можно говорить, о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино) триада преобразуется в тетраду в результате появления такого важного для этих средств массовой информации способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Именно благодаря использованию слова в сочетании с изображением возрастает роль телевидения как средства массовой информации: «Слово и изображение — две главные знаковые системы, история которых восходит к древнейшему человеку. У каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, которые определяют их роль и место в человеческом общении. Достоинство изобразительных знаков в их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с обозначенным объектом. Достоинство слова — в способности абстрагироваться от конкретного. На протяжении многих лет неоднократно вспыхивает дискуссия о том, что важнее на телевидении: слово или изображение? Конечно, слово имеет исключительно важное значение в телепередачах, ибо оно несет основную, понятийную информацию. Но не следует забывать при этом, что телевизионные передачи все же прежде всего — зрелище, и не случайно тот, кто воспринимает телепрограмму, называется телевизионным зрителем, а не телевизионным слушателем. Естественно в одних случаях большую роль в передаче информации несет слово, в других — изображение. Вероятно, только синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить телевидению наилучшие коммуникативные возможности. Важно только, чтобы изображение "не молчало», как это часто бывает, и чтобы использовались все знаковые системы: и слово, и изображение, и музыка».

     Периодическая печать, наиболее традиционная разновидность mass media, лишенная многих преимуществ  телевидения (иллюзия «живого» общения, наличие «картинки», использование  паралингвистических средств, широкие  возможности для формирования «журналистского имиджа» — вплоть до манеры держаться и внешнего вида), остается тем не менее и сегодня важнейшим средством массовой информации, обладающим значительным потенциалом воздействия не только на читателя, но и на разные стороны жизни социума.

     Основная  функция СМИ такова: средства массовой информации формируют и отражают общественное мнение. При всей простоте формулировки в ней сокрыт сложный для обыденного восприятия смысл. С одной стороны, журналисты описывают те настроения, которые уже есть в обществе. С другой стороны, сами же СМИ в совокупности эти настроений и формирует.

     Для обслуживания этого процесса создана  разветвленная система, состоящая  из разных по типу средств массовой информации.

     Самое крупное классификационное деление СМИ сегодня происходит по признаку «печатные-электронные».

     К электронным относятся СМИ, использующие электронные каналы передачи - радио и телевидение. Иногда к электронным СМИ относят также интернет-газеты, ленты новостей. Однако интернет-СМИ хоть и передаются с помощью «электронного» сигнала, но по способу подачи информации, и особенно по способу ее восприятия ближе все-таки к печатным СМИ – они передают текст и иллюстрации. Разумнее всего отнести интернет-СМИ в отдельный отряд СМИ.

     Электронные СМИ обладают большим экспрессивным зарядом за счет имитации живого человеческого общения. Они более оперативны, в этих СМИ существует явление «прямого эфира» - моментальной передачи информации о событиях. Их недостатком можно считать привязанность теле- и радиопередач ко времени эфира: кто не успел посмотреть - тот опоздал.

     Внутри  отряда электронных СМИ есть тоже определенные различия в философии  восприятия. Телевидение подкрепляет  восприятие визуальными образами, оно  передает картинку. Зато радио иногда хорошо именно тем, что не отвлекает зрение. Его можно слушать, занимаясь домашними делами или управляя автомобилем14.

     К печатным относят те средства массовой информации, который производят при помощи печатного станка – газеты, журналы. У печатных СМИ свои преимущества - к газетной или журнальной статье можно вернуться спустя день или столетие. Кроме того, проигрывая в оперативности, газета может выигрывать за счет публицистичности, аналитичности, специфически-газетного репортажного своеобразия, литературных симуляций и т.п. Текст дает больший простор для воображения, нежели визуальный ряд или звук.

     В общем, каждый отряд СМИ имеет  свои технические особенности с  точки зрения передачи и восприятия информации.

     Существуют  не только технические, но и правовые, тематические и прочие характеристики СМИ. Все вместе они называются типологическими характеристиками СМИ, которыеиспользуются для типологического анализа – описания, составления профиля (портрета) того или иного СМИ.

     Типологические характеристики СМИ15:

     1. Территория вещания, распространения (всероссийское радио, городская газета).

     2. Регулярность выхода или вещания  (круглосуточное телевидение, ежедневная  газета, ежемесячный журнал).

     3. Тираж (для печатных СМИ), объем  аудитории (для электронных СМИ).

     4. Собственность на издание или телерадиокомпанию. СМИ может принадлежать государству, ведомству, корпорации, частному лицу. Собственник – учредитель издания – определяет редакционную политику, назначает редактора – поэтому для оценки издания важно иметь информацию о его собственнике.

     5. Формат выхода (хронометраж и  жанр для теле- и радиопередач, печатный формат – размер страницы, количество страниц - для печатных  изданий).

     6. Тематическая направленность (деловая,  развлекательная, подростковая, бульварная, политическая и т.п.).

     7. Аудитория СМИ.

     К дополнительным типологическим характеристикам  СМИ можно отнести, например, состав авторов. К примеру, в газетах  для написания статей могут привлекаться эксперты-профессионалы, а могут - журналисты. Издание может делать упор на «золотые перья», а может публиковать по преимуществу письма самих читателей или комментарии чиновников. Впрочем, авторский состав является не определяющей типологической чертой издания, а скорее именно дополнительной характеристикой.

     Если  же взять основные типологические параметры, то, используя каждый из них, можно составить точный портрет любого СМИ.

     К примеру, газета «Коммерсант» - деловое  по тематике издание, принадлежащее  группе частных лиц, часть из которых  может преследовать и политические цели, которые вполне могут быть отражены в газете. «Коммерсант» выходит ежедневно, на 24 полосах форматом А2, тиражом 110-120 тысяч экземпляров и распространяется по всей России.

Раздаточный материал на защиту.doc

— 240.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Содержание.doc

— 24.50 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Тезисы защиты.doc

— 50.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Информация о работе Роль средств массовой информации в жизни подростков