Роль средств массовой информации в жизни подростков

Автор: Елена Дубова, 17 Августа 2010 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста… 7
I.1. Социально-педагогическое содержание понятия «подросток», «подростковый возраст»……………7
I.2. Особенности современного подросткового кризиса……………….13
Глава II. Влияние средств массовой информации на подростков……………20
II.1. Общая характеристика средств массовой информации…………...20
II.2. Воздействие современных СМИ на подростков…………………..26
II.3. Исследование роли средств массовой информации в жизни подростков……………………………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………………55
Библиография……………………………………………………………………57
Приложение………………………………………………………………………60

Содержимое архива - 4 файла

Введение.doc

— 500.00 Кб (Скачать файл)

        Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

    • определить, что в понимании школьников представляют собой СМИ;
    • выяснить роль ТВ в жизни школьника, рассмотрев такие параметры как: частота просмотра ТВ, предпочтение в просмотре телеканалов самих ребят и их родителей.
    • проанализировать такие особенности в просмотре ТВ как: предпочтения в просмотре сериалов, жанров художественных фильмов.
    • изучить роль радио в жизни подростка, рассмотрев такие параметры как: предпочтения в выборе радиостанций, а также частоту их прослушивания.
    • проследить роль Интернета в  повседневной жизни подростка, рассмотрев такие параметры как: частота работы в Интернете и мотивы-ситуации использования Всемирной паутины.

   По  результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

   СМИ в понимании школьников

   В начале нашего исследования было выяснено, как сами подростки выражают свое отношение к СМИ. Для этого в анкете было предложено продолжить фразу: «Для меня СМИ – это...».

   Исходя  из полученных результатов, мы можем  судить о том, что  представления подростков сводятся к таким основным тезисам:

   СМИ - источник получения информации

   СМИ – как способ проведения досуга

   СМИ – это набор агентов массовой информации (ТВ, радио, пресса, Интернет)

     В целом можно сказать, что личное отношение к СМИ у ребят поверхностное и еще четко не сформированно, что выражается в определении СМИ как источника получения информации и не осознается в полной мере роль СМИ  „лично для меня”. Это может быть объяснено постоянным, привычным использованием этих ресурсов, в качестве способа проведения свободного времени для большинства школьников.

     Данное представление объясняется  возрастными особенностями и является довольно распространенным, достаточно типичным и вполне естественным.

   И все же, какую роль занимают СМИ  в жизни современного школьника?

   На  этот вопрос можно  ответить, рассмотрев такие составляющие СМИ как телевидение, радио и Интернет, которые, по мнению многих авторов, занимают центральное место в жизни человека, в том числе и подростка, на сегодняшний день.

   Место телевидения в  повседневной жизни  школьника

   Для того, что бы понять какое место  в повседневной жизни школьника  занимает ТВ, можно обратиться к данным о том, как часто подростки смотрят телевидение. Получены следующие результаты:

     Частота % ко всем  ответам
Каждый  день 31 67.4
4-6 раз  в неделю 11 23.9
2-3 раза  в неделю 3 6.5
раз в  неделю и реже 1 2.2
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Исходя  из приведенной выше диаграммы, можно сделать вывод, что более 90% ребят смотрят ТВ почти каждый день, из них 67% смотрят ТВ ежедневно, а 24% смотрят 4-6 раз в неделю. Группа ребят, которые имеют непостоянный контакт с ТВ достаточно мала и составляет в общей сложности 10%. Полученные данные говорят о том, что подростки в своем большинстве постоянно включены в информационную среду телевещания.

   Какие телеканалы являются основными источниками  информации для подростков школы.

Название  телеканала Частота %
ТНТ 36 78.3
НТВ 26 56.5
Россия 26 56.5
Муз ТВ 26 56.5
Первый  канал 21 45.7
ДТВ 16 34.8
Спутниковое телевидение 11 23.9
АВС 5 10.9
НТК 3 6.5
ТВ 3 3 6.5
СТС 2 4.3
Домашний 2 4.3
Краснодар плюс 1 2.2
ТВ  центр 1 2.2
Северское ТВ 1 2.2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Из  полученных данных представленных в диаграмме и таблице мы видим, что лидирующее место среди предпочтений занимает «ТНТ», который предпочитают смотреть 78% опрошенных, далее идут музыкальный канал «Муз ТВ» и «НТВ» (по 56%), за ним следует «Россия» (45%) и «ДТВ» (почти 35%). Следует отметить, что местный канал обладает очень низким рейтингом, а на первые места выходят национальные телеканалы.

      Отдельно  нам следует рассмотреть альтернативу «Спутниковое ТВ» (24% ). Технологический прогресс дает нам возможность для доступа к более широкому числу как российских, так и международных каналов.

      Анализируя  указанные респондентами предпочитаемые каналы спутникового ТВ мы можем сделать вывод о том, что чаще всего были выделены: музыкальные (МТV), спортивные (Eurosport), а также научно-популярные каналы (Discovery).

Ребята Родители
телеканалы Кол-во Спутниковое ТВ Кол-во телеканалы Кол-во Спутниковое ТВ Кол-во
ТНТ 36 MTV 5 ТНТ 7 EURONEWS 14
НТВ 26 VIASAT HISTORY 2 НТВ 11 EUROSPORT 14
Россия 26 Romantica 1 Россия 37 DISCOVERY 8
Муз ТВ 26 JETIX 3 Муз ТВ 3 DRIVE 2
Первый  канал 21 DRIVE 3 Первый канал 40 ANIMAL PLANET 7
ДТВ 16 EURONEWS 1 ДТВ 1 VIASAT HISTORY 1
АВС 11 DISCOVERY 4 АВС 1 HALLMARK 1
НТК 5  VIASAT EXPLORER 1 НТК 28    
ТВ 3 3 HALLMARK 1 ТВ 3 2    
СТС 3 NICELODEON 3 СТС 1    
Домашний 2 ANIMAL PLANET 3 Домашний 1    
Краснодар плюс 2 EUROSPORT 4 Краснодар плюс 1    
ТВ  центр 1     ТВ центр 1    
Северское ТВ 1     Северское ТВ 18    

     Если же сравнивать альтернативу «Спутниковое ТВ» среди предпочтений родителей опрошенных, то здесь акцент переходит на каналы новостей (Euronews), научно-познавательного характера (Discovery, Animal planet) и спорта (Eurosport).  

   Говоря  о предпочтениях в просмотре  телеканалов среди родителей  лидирует телеканал «Первый», который пользуется популярностью среди 87% родителей. Второе место со значительной разницей, чем у самих опрошенных, занимает «Россия» - почти 81%, а на третье месте стоит в рейтинге «НТК» - 61%. Важно отметить, что среди предпочтений родителей преобладают общенациональные информационно-развлекательные каналы и значительно выше рейтинг местного телеканала (39,1%), чем у самих ребят.

   В тоже время предпочтения родителей  относительно выбора музыкальных телеканалов очень низки (например, Муз ТВ всего 6,5%), в отличие от их детей.

   Описывая  предпочтения в просмотре различного рода «продуктов» ТВ нами также выделены некоторые особенности, которые  можно проследить из представленной ниже таблицы и диаграммы:

   

  Частота %
музыкальные программы 38 82.6
художественные  фильмы 28 60.9
развлекательные передачи 25 54.3
спортивные  передачи 17 37.0
научно-познавательные 14 30.4
Новости 11 23.9
Мультфильмы 8 17.4
рекламные ролики 2 4.3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 

      Эти особенности характеризуются значительным предпочтением в просмотре музыкальных передач (82,6%), лишь потом с большим разрывом следуют художественные фильмы (61%), развлекательные и спортивные передачи (54% и 37% соответственно). По  понятным причинам в рейтинге предпочтений на последнем месте следуют рекламные ролики (всего 4,3%). Эти особенности были частично  замечены еще в блоке о предпочтениях в просмотре определенных телеканалов.

   В данном исследовании мы также решили ответить на вопрос о  предпочтительных жанрах художественных фильмов, так  как мы уже увидели, что на втором месте из предпочитаемых продуктов ТВ у нас следуют художественные фильмы.

       
       
      Частота %
      Комедия 39 84.8
      Фантастика 17 37.0
      Сериал 15 32.6
      Боевик 11 23.9
      Триллер 10 21.7
      Детектив 8 17.4
      Экранизация классических 6 13.0
      Мелодрама 6 13.0
      Ужасы 1 2.2
 

   Рассматривая  полученные данные в таблице и  представленные на диаграмме ниже, мы можем сделать вывод о том, что бесспорным лидером среди  жанров художественных фильмов является комедия (84%), которая наиболее проста по содержанию, динамична и вызывает массу положительных эмоций. Далее  следует фантастика и сериал (37% и 32% соответственно). Именно фантастика захватывает ребят и переносит из мира реального в мир воображаемого, которые подкрепляются интересными сюжетами и современными спецэффектами, исследователь считает, что именно фантастика начинает занимать то место, что когда-то раньше в детстве занимали мультфильмы. Сериалы же пользуются такой популярностью, так как являются неким зеркалом общества в данный момент, показанным на экране, раскрывая и освещая интересные и актуальные вопросы повседневности.

   Жажда испытать острые ощущения выливается в предпочтении таких жанров как  боевик, триллер и детектив (23%; 21% и 17% соответственно).

        

      

   Так как сериалы занимают одну из лидирующих позиций, мы решили выяснить  рейтинг сериалов. 

Раздаточный материал на защиту.doc

— 240.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Содержание.doc

— 24.50 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Тезисы защиты.doc

— 50.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Информация о работе Роль средств массовой информации в жизни подростков