Роль средств массовой информации в жизни подростков

Автор: Елена Дубова, 17 Августа 2010 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста… 7
I.1. Социально-педагогическое содержание понятия «подросток», «подростковый возраст»……………7
I.2. Особенности современного подросткового кризиса……………….13
Глава II. Влияние средств массовой информации на подростков……………20
II.1. Общая характеристика средств массовой информации…………...20
II.2. Воздействие современных СМИ на подростков…………………..26
II.3. Исследование роли средств массовой информации в жизни подростков……………………………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………………55
Библиография……………………………………………………………………57
Приложение………………………………………………………………………60

Содержимое архива - 4 файла

Введение.doc

— 500.00 Кб (Скачать файл)

     «Первое сентября» - отраслевое издание, принадлежащее Министерству образования, по тематике посвященное проблемам образования, выходит два раза в месяц на 12-16 полосах форматом А2, тиражом 150 тысяч экземпляров.

     Газета  «Учет, налоги, право» - специализированное издание, по тематике посвященное налогообложению, принадлежит частным лицам, которые преследуют в издательском бизнесе исключительно коммерческие цели, выходит еженедельно тиражом 68 тысяч форматом А3 на 32 полосах, распространяется по всей России.

     Телеканал ОРТ – государственный, по тематике содержит новостные, аналитические, развлекательные и политические передачи, территория вещания - Россия и русскоязычное зарубежье.

     Телеканал СТС – частный, по тематике исключительно  развлекательный, территория вещания - Россия.

     Для обывателя специфические характеристики изданий малосущественны. Обыватель лишь может отличить, к примеру, бульварную прессу от серьезной. Такой уровень понимания рынка СМИ, конечно, недостаточен для делового человека. В деловой среде существуют специальные методики и институты для анализа рынка СМИ, для мониторинга СМИ по тем или иным темам, для оценки популярности тех или иных СМИ и, соответственно, для выяснения эффективности обращения к людям через эти СМИ (для выяснения эффективности рекламы, например).

     Кроме того, СМИ могут быть источником важной деловой и научно-технической информации. Разведчики утверждают, что до 70 процентов развединформации добывается в открытых источниках, прежде всего в прессе. Ходят легенды о том, что специальные пластины корпуса, обеспечивающие радиолокационную невидимость американских самолетов «Стелс», были изготовлены по технологиям, описанных в 60-е годы в журнале «Техника молодежи». Это, конечно, из разряда баек. Но факт есть факт: крупнейшие корпорации и технические разведки мира специально мониторят все научные и отраслевые журналы на предмет поиска новых технологических решений и идей. И этот поиск часто оказывается успешным. Таким образом, СМИ являются еще и средством научной коммуникации, вольно или невольно распространяя научные знания и технологические идеи.

     II.2. Воздействие современных СМИ на подростков

     Социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Здесь приобретает особое значение повышение интерактивности средств массовой информации (от печатных средств массовой информации, от радио, телевидения, до Интернета). 

     Именно  в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как  развитую личность потребность в  благе другого.

     Особую  роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя.

     Целенаправленное  формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в  соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности16.

     Рост  круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно - мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска. И на воспитание всех этих сторон личности так или иначе могут воздействовать не только семья, окружающие ребенка люди, педагоги, но и средства массовой информации17.

     Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

     Одна  из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно - потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. И здесь опять таки огромную роль имеют средства массовой информации. Именно они, чаще всего в художественной, наглядной форме, способны порой донести до ребенка те идеалы гуманизма, которые очень сложно объяснить не только семье, но и опытному педагогу.

     Другая  важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное  воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы, разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественно-научному, гуманитарному и т.д.). И здесь большую значимость имеют средства массовой информации, обладающие высоким и до сих пор полностью не раскрытым потенциалом наглядности, имеющие возможности сделать изучение того или иного, даже, на первый взгляд, «сухого» теоретического вопроса, занимательным и увлекательным18.

     Человек входит в жизнь как целостный  феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей  ее разносторонности. Жизненная позиция личности  формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания, составляющей частью которой сегодня, несомненно, являются и средства массовой информации. 

     Личность  есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.

     Характеризуя "личность" имеют в иду "целостность", но такую "целостность", которая  рождается в обществе, под воздействием окружающих факторов. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, в основе созревания  которого  лежат в основном адаптивные приспособительные процессы.

     Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта  и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. При этом ребенок воспринимает те или иные роли не только из окружающей его жизни, но и из средств массовой информации. И здесь важно насколько точно и правильно будут донесены до подростка те или иные ролевые ориентиры.

     Социальная  личность складывается в общении  людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное  воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно  сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей, когда на него начинают оказывать особое воздействие материалы СМИ, предназначенные для взрослой аудитории и тем самым привлекательные для подростка, возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. 

     Выступая  и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через  ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности  формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

     Целенаправленное  формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в  соответствии с индивидуальным для  каждого человека проектом, учитывающим  его конкретные физиологические  и психологические особенности. Точно также и средства массовой информации при восприятии подростком могут дать совершенно разные ориентиры развития, в зависимости от, заложенного в ребенке с самого раннего детства, воспитания. 

     Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе. А сегодня, в 2009 году, нельзя отрицать и безусловное влияние на развитие этих качеств средств массовой информации19.

     Важно отметить, что  сегодня общество развивается гораздо  быстрее, чем, допустим, год назад. Появились  новые технологические разработки, позволяющие в корне изменить понятие «средства массовой информации»  в том виде, в котором мы к  нему привыкли. Также важно, что именно эти новые СМИ оказывают особенно большое влияние на развитие и становление личности подростка в развитых странах, странах, где материальный доход не является препятствием для приобщения ребенка к техническим новинкам. С другой стороны – именно подростков всегда интересовали последние достижения в области СМИ как средства развлечения и как средства получения информации. 

     Средства  массовой информации являются наиболее эффективным и универсальным каналом изучения и одновременно формирования общественного мнения, а также воспитания членов общества. Естественно, в современном мире средства массовой информации могут иметь только ту свободу слова и политической информации, только те пропагандистские функции, которые напрямую зависят от социально-экономического строя государства и внутри- и внешнеполитических интересов его правительства.  Тем и объясняется скудность и неинтересность большинства, например, телепередач, бывшего Советского Союза.

     Создание информационной сети государства находится в тесной зависимости от всех общественных институтов, действующих в данном обществе, в том числе и от института семьи, оказывающего на средства массовой информации как прямое (материальное) так и косвенное (здесь – нематериальное) влияние.

     При этом конкурентноспособность (жизнеспособность) средств массовой информации определяется перспективами расширения аудитории и получения рекламы.

     В любом обществе, в том числе  и в современном западном за средствами массовой информации стоит, прежде всего, власть, а следовательно – основные задачи современных зарубежных средств массовой информации вытекают из цели содействия тем или иным политическим силам и представляют собой следующие ориентиры:

     - Выполнение функции прямого посредника между правительством (либо другими структурами, обладающими властью, борющимися за неё)  и народными массами;

     - Тесная связь между дипломатией и задачами внутри – и внешнеполитической пропаганды;

     -         Возрастание интереса к странам третьего мира, как возможным донорам развитого государства;

     -         Стремление к "аполитичности";

     -      Тотальность и массовость;

     - Учет психологии потребителя,  который призван обеспечить систему пропаганды научными данными;

     - Тенденциозность в освещении политических событий.

     Естественно, порой, для повышения интереса к свои СМИ те или иные структуры власти, те или иные властные группировки, могут, порой, заменить такие спорные ориентиры как тотальность и массовость, тенденциозность в освещении событий, на прямо противоположные, но в большинстве своем это будет лишь рекламной компанией, привлекающей внимание население к тому или иному средству массовой информации, чтобы, затем, пользуясь вниманием многомиллионной аудитории вести пропаганду выгодных им идей.

Раздаточный материал на защиту.doc

— 240.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Содержание.doc

— 24.50 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Тезисы защиты.doc

— 50.00 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Информация о работе Роль средств массовой информации в жизни подростков