Бюджетирование в системе управленческого учета

Автор: 1 2, 17 Августа 2010 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.

Содержимое архива - 1 файл

Бюджетирование.doc

— 440.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, на каждом предприятии выделяются различные бюджеты, которые создаются с различными целями и в различных ситуациях. В то же время рациональная система бюджетирования предполагает прогнозировать все вышеуказанные бюджеты в их совокупности. Только при этом условии можно добиться значительных результатов.

1.3 Роль бюджетирования в управлении организацией

 

     Одной из главных функций бюджетирования является прогнозирование (финансового  состояния, ресурсов, доходов и затрат). Именно этим бюджетирование и ценно  для принятия управленческих решений. Конечно, утвержденные формы бухгалтерской отчетности не теряют своей значимости. И любое действие, будь то оценка финансового состояния предприятия или фирмы, аудиторская проверка, деятельность оценщиков бизнеса, непременно буде базироваться на этих данных. Недостаток сведений бухгалтерской отчетности заключается в том, что это данные прошлых периодов, и они могут быть мало полезны руководителям предприятия (15, стр. 135).

     Роль  системы управленческого учета  и бюджетирования в принятии управленческих решений заключаются в том, чтобы  представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

     Правильно поставленное, полноценное бюджетирование позволяет решить проблемы оптимизации  финансовых потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств  и их использования, определить объемы и формы, условия и сроки внешнего финансирования и многие другие управленческие задачи (29, стр. 125).

     При постановке бюджетирования важно не просто понимать общее назначение финансового  планирования для принятия управленческих решений, но и то, какие задачи в  условиях конкретного предприятия призвано обеспечить бюджетирование. Прежде всего имеются в виду задачи, соответствующие главным целям компании. Назначение бюджетирования при принятии управленческих решений во взаимосвязи с некоторыми главными целями предприятия показано в рисунке 1.3. 

Рисунок 1.3 – Назначение бюджетирования во взаимосвязи с главными целями фирмы

Главные финансовые цели Наиболее вероятные  значения показателей Некоторые задачи бюджетирования в компании
Быстрорастущий  бизнес Рост объемов  продаж в сопоставимых ценах более чем на 20% в год Контроль за дебиторской задолженностью.

Определение обоснованности размеров и условий привлекаемых краткосрочных кредитов.

Контроль за состоянием ликвидности компании.

Высокорентабельный  бизнес Обеспечение нормы чистой прибыли в размере 25% Сравнительный анализ рентабельности (по норме чистой прибыли) отдельных видов бизнесов (продуктов, проектов).

Установление  лимитов затрат и норм расходов с  целью их последующего сокращения.

Определение оптимального соотношения «цена – объем продаж».

Быстрорастущая  стоимость компании Увеличение  стоимости акционерного капитала на 100% в год Контроль за доходностью общих активов компании.

Сравнительный анализ динамики массы нераспределенной прибыли по видам деятельности.

 

     Итак, внедрение системы бюджетирования на предприятии позволит руководству:

  • получить возможность прогнозирования состояния предприятия, организовать регулярный контроль над процессами;
  • повысить уровень информированности – аналитичность, оперативность, полноту, точность;
  • усилить связь стратегии развития компании и ее годовых планов;
  • ввести в практику регулярный контроль и анализ выполнения плановых показателей, анализ причин отклонения факта от плана;
  • увеличить глубину координации служб Управления и структурных подразделений предприятия;
  • документально регламентировать процесс разработки планов, контроля их исполнения;
  • повысить финансовую прозрачность предприятия;
  • повысить инвестиционную привлекательность предприятия.

     Таким образом, бюджетирование играет важную роль в системе принятия управленческих решений. Причем эта роль зависит от различных особенностей предприятия. К особенностям можно отнести отраслевую принадлежность, размер компании и т.п.

     В то же время, несмотря на имеющиеся  отраслевые и иные особенности, бюджетирование крайне важно для системы управления предприятием любой отрасли.

     В целом, в результате изучения теоретических  вопросов бюджетирования можно сделать  ряд выводов.

     Во-первых, бюджет - это финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются.

     Соответственно, бюджетирование – это процесс  разработки сводного и частичных  бюджетов предприятия и контроля за их исполнением. это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

     Во-вторых, внедрение бюджетирования на предприятии  приводит к упрощению системы  управления, планирования и контроля за деятельностью всех организации и ее отдельных подразделений.

     При этом на каждом предприятии выделяются различные виды бюджетов. Некоторые  из них составляются регулярно, другие лишь в отдельных ситуациях. Но наиболее результативной системы бюджетирования можно добиться, лишь разрабатывая все бюджеты в их совокупности.

 

Глава 2 Организация  системы бюджетирования на примере ООО  «Дальфинансгруп»

2.1 Краткая характеристика  ООО «Дальфинансгруп»

 

     Объектом  исследования дипломной работы является общество с ограниченной ответственностью «Дальфинансгруп». Оно было создано в 2005 году, учредителем является физическое лицо, которому принадлежит 100% уставного капитала в размере 108 тыс. руб. ООО «Дальфинансгруп» находится по адресу г. Москва, ул. Радищева, 6.

     Согласно  уставу ООО «Дальфинансгруп» вправе заниматься разнообразными видами деятельности, однако в действительности основными видами деятельности являются:

     - приобретение, сбор, переработка, реализация  лома черного и цветного металлов  и сплавов;

     - оптовая торговля металлами в  первичных формах;

     - оптовая торговля черными металлами в первичных формах;

     - оптовая торговля цветными металлами в первичных формах, кроме драгоценных.

     Проанализируем  финансово-экономическое состояние  ООО «Дальфинансгруп» за 2006-2008 годы.

     В рисунке 1 представлен анализ баланса ООО «Дальфинансгруп». В 2006 году произошло увеличение активов организации на 31,8%. Это произошло за счет роста дебиторской задолженности в несколько раз, роста краткосрочных финансовых вложений. В 2008 году общая стоимость имущество организации сократилась по сравнению с 2007 годам на 12,7%.

     Однако  при этом сокращении можно отметить и положительные стороны, такие  как: рост стоимости основных средств, запасов, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств, при одновременном  снижении суммы дебиторской задолженности почти в 2 раза.

Рисунок 2.1. – Анализ баланса ООО «Дальфинангруп»

Наименование  показателя 2006 год В % к итогу 2007 год В % к итогу 2008 год В % к итогу 2007 к 2006 2007 к 2008
Внеоборотные  активы 1940 2,4% 1086 1,0% 1386 1,5% 56,0% 127,6%
Основные  средства 1940 2,4% 1086 1,0% 1386 1,5% 56,0% 127,6%
Оборотные активы 80184 97,6% 107180 99,0% 93108 98,5% 133,7% 86,9%
Запасы 49777 60,6% 28843 26,6% 35203 37,3% 57,9% 122,1%
Дебиторская задолженность 23237 28,3% 75524 69,8% 48599 51,4% 325,0% 64,3%
Краткосрочные финансовые вложения 1063 1,3% 1700 1,6% 8064 8,5% 159,9% 474,4%
Денежные  средства 6107 7,4% 1113 1,0% 1242 1,3% 18,2% 111,6%
Баланс 82124 100,0% 108266 100,0% 94494 100,0% 131,8% 87,3%
Капитал и резервы -3486 -4,2% 3156 2,9% 3463 3,7% - 109,7%
Уставный  капитал 108 0,1% 108 0,1% 108 0,1% 100,0% 100,0%
Нераспределенная  прибыль -3594 -4,4% 3048 2,8% 3355 3,6% - 110,1%
Краткосрочные обязательства 85610 104,2% 105110 97,1% 91031 96,3% 122,8% 86,6%
Займы и кредиты 750 0,9% 787 0,7% 622 0,7% 104,9% 79,0%
Кредиторская  задолженность 84860 103,3% 104323 96,4% 90409 95,7% 122,9% 86,7%
Баланс 82124 100,0% 108266 100,0% 94494 100,0% 131,8% 87,3%
 

     Как видно, структура активов и пассивов за рассматриваемый период практически  не изменилась. Наибольшую. Долю занимают оборотные средства – 98-99%, среди которых в свою очередь выделяются запасы. Это связано с отраслевой особенностью рассматриваемой организации, а именно – оптовой торговлей. Структура пассивов появилась за счет появления в 2007 году прибыли. Наибольшую долю среди пассивов занимает в 2006-2008 годах кредиторская задолженность, что является негативным моментов.

 

2.2 Анализ системы  бюджетирования в  ООО «Дальфинансгруп» 

     Для определения особенностей существующей системы бюджетирования в ООО «Дальфинансгруп» и разработки рекомендаций по ее совершенствованию необходимо рассмотреть ее организационную структуру. Организационная структура ООО «Дальфинансгруп» представлена на рисунке 2.1. Как видно организация имеет линейно-функциональную структуру управления. За организацию системы бюджетирования в ООО «Дальфинансгруп» отвечает директор. Составлением бюджетов занимаются главный бухгалтер и старший менеджер отдела сбыта.

     В ООО «Дальфинансгруп» составляются следующие бюджеты:

     - бюджет продаж

     - бюджет закупок

     - бюджет расчетов с покупателями  и поставщиками

     - бюджет затрат.

     Бюджетирование  в ООО «Дальфинансгруп» начинается с составления бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота  компании в предстоящем бюджетном периоде. 

Рисунок 2.2 – Организационная структура ООО «Дальфинансгруп»

     На  предприятии ООО «Дальфинансгруп» разрабатывается годовой, квартальный  и помесячный бюджеты продаж. Годовой  бюджет с помесячной разбивкой формирует  отдел сбыта во взаимодействии с другими службами.

     В основе прогноза продаж лежат следующие факторы:

  • прошлые данные об объемах продаж;
  • перспективы ценовой политики;
  • задолженность по выполненным заказам;
  • исследование рынка;
  • общие экономические условия;
  • экономические условия в отрасли;
  • движение таких индикаторов, как валовой национальный продукт, занятость, цены и персональные доходы;
  • реклама и условия продвижения продукта;
  • отраслевая конкуренция;
  • рынок акций.

     Товарный  запас, необходимый для обеспечения  бесперебойной продажи между поставками. Его размер зависит от количества наименований товаров, поступающих в одной партии и интервала между поставками.

     Страховой товарный запас, необходимый на случай изменения покупательского спроса или нарушения поставщиками договорных обязательств. Его размер составляет определенную часть от суммы 1-й и 2-й части нормы товарного запаса.

     Рассмотрение  этих вопросов (для корректировки  бюджета предприятия) рекомендуется  осуществлять не реже одного раза в  неделю, так как поступление средств  на счета бюджета предприятия происходит неравномерно.

     В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему  этого контроля. 

 

Рисунок 2,3 -Бюджет закупок и запасов 

 

 

2.3 Организация контроля  за исполнением  бюджетов в ООО «Дальфинансгруп» 

     Термины «план-фактный контроль», «план-фактный анализ» стали использоваться сравнительно недавно, хотя метод анализа результатов хозяйственной деятельности путем сравнения плановых значений показателей с фактическими применялся в практике управления предприятием всегда.

     Проведем план-фактный анализ бюджетов ООО «Дальфинансгруп», используя данные отчетности за 2005 год. Анализ будем проводить по данным за год, а не по кварталам.

     Сравнение плановых и фактических показателей бюджета продаж приведены в рис. 2.5.

     Таким образом, из рис. 2.5. видно, что план по выручке, полученной от реализации товаров, был перевыполнен в 2005 году. При этом по первой группе товаров произошло недовыполнение бюджета продаж, в то время как по второй группе произошло перевыполнение плана, что повлекло за собой и перевыполнение плана по выручке на 0,5%. Нельзя сказать, что показатель очень значительный, но вместе с тем он отражает положительную тенденцию в деятельности предприятия. 

Рисунок 2.5 – План-фактовый анализ бюджета продаж по продукции ООО «Дальфинансгруп» за 2008 год

Показатель 2008

(план)

2008

(факт)

Отклонение, тыс. руб. Выполнение  плана, %
  1. Продажи, шт.:
а) черные металлы

б) цветные металлы

 
49500

16600

 
48000

17000

 
-1500

+400

 
97,0

102,4

  1. Цена, руб./шт.
а) черные металлы

б) цветные металлы

 
276

1582

 
276

1582

 
0

0

 
100

100

  1. Выручка, тыс. руб.:
а) черные металлы

б) цветные металлы

39910

13650

26260

40142

13248

26894

+232

-402

+634

100,5

97,1

102,4

Информация о работе Бюджетирование в системе управленческого учета