Стратегическое планирование

Автор: Оксана Новикова, 19 Августа 2010 в 15:12, реферат

Краткое описание

Новая отечественная система хозяйствования, отметившая уже первое десятилетие своего существования в условиях формирования рыночной среды функционирования, заложила основные черты будущего развития экономики России. А эффективная цивилизованная экономика – это прежде всего эффективное управление ее организациями, основанное на мировых достижениях развития и использования современного менеджмента.

Содержание работы

Введение
Теоретическая часть:

Общая характеристика стратегического управления.
Понятие стратегии организации.
Типы стратегий.
Сущность планирования.
Формы планирования.
Процесс планирования стратегии.
Анализ альтернатив и выбор стратегии.
Виды анализа среды организации.
Выработка стратегии организации.
Практическая часть:
Характеристика фирмы “Баск Элит”.
Миссия и цели фирмы.
Стратегическое планирование на фирме “Баск Элит”.
Организационная структура управления “Баск Элит”.
Список используемой литературы.

Содержимое архива - 1 файл

Реферат по менеджементу.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

    Российский Государственный Университет 

Туризма и Сервиса 
 

Экономический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По  дисциплине    “Менеджмент”

Тема: Стратегическое планирование 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент группы АУЗс2-1:

Комиссарова Т.А. 
 
 
 

Москва 2007

Содержание 

        Введение 

        Теоретическая часть: 

    
  1. Общая характеристика стратегического  управления.
  2. Понятие стратегии организации.
  3. Типы стратегий.
  4. Сущность планирования.
  5. Формы планирования.
  6. Процесс планирования стратегии.
  7. Анализ альтернатив и выбор стратегии.
  8. Виды анализа среды организации.
  9. Выработка стратегии организации.

        Практическая  часть:

  1. Характеристика фирмы “Баск Элит”.
  2. Миссия и цели фирмы.
  3. Стратегическое планирование на фирме “Баск Элит”.
  4. Организационная структура управления “Баск Элит”.

        Список  используемой литературы. 

Введение 

     Новая отечественная  система хозяйствования, отметившая  уже первое десятилетие своего  существования в условиях формирования  рыночной среды функционирования, заложила основные черты будущего  развития экономики России. А  эффективная цивилизованная экономика – это прежде всего эффективное управление ее организациями, основанное на мировых достижениях развития и использования современного менеджмента.

          Управление организациями в условиях  рыночной экономики значительно  сложнее, чем при централизованной командно-административной системе. В условиях рынка все больше возникает новых целей и задач, которые раньше организации самостоятельно не решали и даже не ставили; создается много новых предприятий; под влиянием процесса приватизации меняются формы собственности; налаживаются новые хозяйственные связи; формируются рыночные механизмы управления. Поскольку связано это не только с расширением юридических и экономических прав и ответственности современной организации, но и с необходимостью более гибкой системы управления ее деятельностью, максимально адаптированной к изменениям в окружающей конкурентной рыночной среде.

         В настоящее время можно уже  констатировать, что, становясь объектом  товарно-денежных отношений, обладая  экономической и хозяйственной самостоятельностью и полностью отвечая за результаты своей хозяйственной деятельности, российские организации обрели все черты полной самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка.

         Термины “организация” и “предприятие” после принятия Гражданского кодекса РФ (I часть – 1994, II часть – в конце 1995) претерпели существенные изменения.

         Поэтому все большее значение  приобретает и решение вопросов, связанных с эффективным управлением  персоналом, организационной культурой,  стратегией, что занимает в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и предопределяет успех организации в достижении ее целей.

         Развитие науки менеджмента, в  свою очередь, предъявляет серьезные  требования к изменению оценочной  базы управленческих процессов, где речь идет уже не столько об изменении и оценке, сколько об управлении столь сложной категорией, как эффективность организации.

          Все возникающие в связи с  этим проблемы невозможно решить  без современного профессионального  менеджмента и высококвалифицированных специалистов в этой сфере.

          За достаточно короткий срок  эти специалисты должны обеспечить  высокую конкурентоспособность,  эффективность и устойчивость  своих организаций на отечественном  и международном рынках. Более  того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений в мире роль управления и управленцев будет расти, так как менеджмент – это мощный двигатель и ускоритель общественного развития. 
     

    Общая характеристика стратегического управления 

    Общая концепция стратегического управления основана на принципах новой управленческой парадигмы, которая составляет основу совершенствования управления любой организацией.

       При осуществлении в нашей стране рыночных преобразований возникает  проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которая позволит организации поддерживать свою конкурентоспособность в обозримой перспективе.

      Действия  организаций и их руководителей  уже не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

      В системе управления организацией различают два взаимодополняющих вида управленческой деятельности:

  • стратегическое управление, связанное с развитием будущего 
    потенциала организации;
  • оперативное управление, реализующее существующий текущий 
    потенциал организации в прибыль.

       Цели  данных видов управления различны. В отличие от стратегического оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции организации с целью достижения ее целей.

       Стратегическое  управление нацелено на изменения и является моделью управления, не имеющей жестких структур.

        Оперативное управление устойчиво  к изменениям и нацелено на текущую эффективность.

       Если  руководитель, осуществляющий стратегическое управление, стремится к изменениям, склонен идти на риск, имеет навыки управления по освоению новых направлений, то руководитель, осуществляющий оперативное управление, выступает против изменений, не склонен к риску, компетентен в анализе, координации и контроле текущей деятельности. Поскольку в коммерческой организации руководитель, занимающийся оперативными вопросами, должен превратить потенциал фирмы в реальную прибыль, его задачи включают определение общих оперативных задач, мотивацию, координацию и контроль как руководителей, так и исполнителей в рамках организации.

       Как стратегическое, так и оперативное  управление для нормального функционирования предполагают создание и поддержание определенной организационной структуры и культуры, подбора и воспитания кадров.

       Оба эти вида важны для понимания концепции стратегического управления, которое строится на системном и ситуационном подходах. Согласованное управление позволяет:

  • осуществлять процесс планирования стратегии;
  • понять роль и методологию стратегической сегментации рынка и предлагаемых организационных структур управления;
  • разобраться в новом методическом инструментарии, используемом при анализе стратегических альтернатив, выборе и реализации стратегии;
  • наметить и спроектировать систему управления, позволяющую достичь стоящие перед ней цели в условиях стратегических изменений.

       Практика  показывает, что те организации, которые  осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли.

       Соответственно современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.

       Стратегическое  управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает:

    — постановку целей;

         — анализ внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон организации;

         —  определение необходимых ресурсов;

       —  выработку стратегии;

        —  поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые 
    позволяют организации добиваться поставленных задач;

        —  контроль за реализацией стратегии;

         —  оценку стратегии.

        Процесс стратегического управления в концентрированном виде представлен на рисунке: 

    Миссия  и цели организации

 

    Анализ  внешней и внутренней среды

 

    Анализ  сильных и слабых сторон организации

    SWOT-анализ

 

    Анализ  альтернатив и выбор стратегии

 

    Управление  реализацией стратегии

 

    Оценка  стратегии

 

        Таким образом, деятельность по стратегическому управлению направлена на создание такой стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях.

         В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения в организации; создать организационную архитектонику, способствующую стратегическим изменениям; подобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения в жизнь.

 

    Понятие стратегии организации

 

    Слово «стратегия»  означает «искусство развертывания  войск в бою».

          В течение последних 20 лет понятие «стратегия организации» широко вошло в теорию и практику менеджмента как интегрированная модель действий, направленных на достижение целей предприятия.

          По форме она может представлять собой документ; по сути и содержаниюэто набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.

          Если миссия определяет глобальную цель предприятия, то стратегия является инструментом достижения цели предприятия, предписывающим и определяющим направление и характер движения, путь к достижению цели.

          На основе стратегии распределяются ресурсы между выбранными сферами деятельности предприятия, а для ее осуществления необходима соответствующая программа.

          Программу можно рассматривать как набор проектов, каждый из которых представляет собой задание с указанием целей по времени, затратам и результатам.

          Программа начинается в точке, в которой цель каждой сферы деятельности уже сформулирована, а ресурсы распределены, и заканчивается в точке достижения цели или решения о прекращении работы в данной сфере и перераспределении ресурсов.

          Определений понятия «стратегия» множество. Приведем лишь некоторые из них.

          Стратегия рассматривается как:

    —общий комплексный план, обеспечивающий осуществление 
    миссии и достижение хозяйственных целей организации;

    —генеральное направление действия организации, следование 
    которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к поставленной цели;

    —определитель целей и основных путей их достижения так, что 
    организация получает единое направление действий, и проч.

          Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.

 

         Стратегия организации — это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

         Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое будущее состояние путем достижения целей ее развития с максимальной эффективностью.

Информация о работе Стратегическое планирование