Государственные служащие как субъекты административного права

03 Августа 2010 в 13:11, курсовая работа

Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении.
Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.
В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.
Государство приобретает реальность и силу именно в контингенте госслужащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством, служащих. От государственных служащих зависит работа государства. Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Эти полномочия весьма разнообразны как со стороны материального содержания, так и по правовым формам своей реализации.

Автокорреляция: обнаружение и устранение

03 Августа 2010 в 11:21, лабораторная работа

Проверить остатки на наличие автокорреляции первого порядка, используя метод рядов, критерий Дарбина – Уотсона и Q- статистику Льюинга – Бокса. Если гипотеза об отсутствии автокорреляции первого порядка не будет отвергнута, то применить ОМНК для оценивания параметров уравнения регрессии.
Метод рядов
Последовательно определяются знаки отклонений ut, t = 1, 2, ..., Т.
Ряд определяется как непрерывная последовательность одинаковых знаков. Количество знаков в ряду называется длиной ряда.
Пусть n — объем выборки;
n1 — общее количество знаков «+» при n наблюдениях;
n2 — общее количество знаков «-» при n наблюдениях;
k — количество рядов.
Если при достаточно большом количестве наблюдений (n1>10, n2>10) количество рядов k лежит в пределах
то гипотеза об отсутствии автокорреляции не отклоняется
Найдя знаки отклонений теоретических уровней от фактических, мы получили, что в анализируемой выборке содержится 15 рядов, т.е. k=15. Общее количество знаков «+» n1=14, количество знаков «-» n2=16.
Подставим найденные значения в формулу, получим, что k1=8,76, k2=23,11. Следовательно, гипотеза об отсутствии автокорреляции не отклоняется.

Инвентаризация

03 Августа 2010 в 07:21, реферат

Прежде чем приступить к составлению годовой отчетности, каждая организация обязана провести инвентаризацию своего имущества. Такая обязанность установлена ст.12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В своей курсовой работе я планирую рассмотреть следующие вопросы:
Как правильно провести годовую инвентаризацию.
Какими документами оформить ее результаты.
Как отразить выявленные недостачи или излишки имущества в бухгалтерском учете.
Как использовать полученные результаты на пользу фирме.
В ходе проводимой инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущественных ценностей, состояние расчетов и финансовых обязательств.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением тех случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.

Базовые фигуры в аэробике

02 Августа 2010 в 21:46, реферат

Задачи занятия.
- освоение обучающимися навыков и техники движения базовых шагов.
- освоение навыков и техники движения базовых фигур.
2. Контингент – молодой и средний возраст со средним уровнем подготовки.
На данном занятии были реализованы такие принципы обучения:
Принцип научности.
Освоение навыков и техники движений базовых фигур в аэробике проводится согласно разработанному методическому пособию по аэробике и рабочей программе по аэробике для молодого и среднего возраста со средним уровнем физической подготовки. Обучение техники движений проходит на основании законов биомеханики, физиологии, биохимии и анатомии.
Принцип сознательности и активности реализуется в знании и умении тренера научить правильной технике выполнения базовых шагов и фигур в аэробике, ученик должен знать названия базовых шагов, уметь их правильно выполнять, отличать друг от друга, понимать, что на основании выученных фигур он может компановать связки для развития координационных способностей, варьировать нагрузки и интенсивность. Ученику также необходимо понимать причину схемы таких шагов и фигур и их рациональность. И не менее важно, ученик должен рассказать и показать тренеру выученные шаги и фигуры.

Расчет и подбор холодильного оборудования

02 Августа 2010 в 21:00, курсовая работа

Насос-машина для создания потока жидкой среды. Развитие этого определения приводит к пониманию насоса как машины, предназначенной для перемещения жидкости и увеличение ее энергии. При работе насоса энергия, получаемая им от двигателя, превращается в потенциальную, кинетическую и в незначительной мере в тепловую энергию потока жидкости.
Машины для подачи газовых сред в зависимости от развиваемого ими давления называют, вентиляторами, газодувками, компрессорами.
Вентилятор-машина, перемещающая газовую среду при степени повышения давления до 1,15 (степень повышения давления ε – отношение давления газа на выходе из машины к давлению его на входе).
Компрессор - снижает газ при ε >1,15 и имеет искусственное (обычное водяное) охлаждение полостей, в которых происходит сжатие газа.
Газодувки - машина, работающая при ε>1,15, но искусственно не охлаждаемая.

Управленческая структура организации

02 Августа 2010 в 17:02, реферат

Структурой организации называют устойчивые взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации.
Управленческая структура организации - важное звено в научном теоретическом менеджменте. На практике применение основных типовых структур - это не только необходимость, но и неизбежность. Невозможно установить долговременные связи с персоналом на предприятии «методом хаоса». Управленческие структуры создаются для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников.
Управленческая структура организации это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Иными словами, управленческая структура - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Организация системы развития персонала

02 Августа 2010 в 16:55, курсовая работа

В современных условиях рыночной экономики успешность деятельности любой организационной структуры обеспечивается не только профессиональной квалификацией ее сотрудников, но и тем, насколько персонал предан своей организации, насколько он мотивирован на добросовестный труд и располагает возможностями для наиболее полной самореализации в профессиональной деятельности.
Важнейшая роль в этом процессе принадлежит самому участнику профессиональной деятельности, от целенаправленной включенности которого в процесс саморазвития, самосовершенствования себя как личности и как субъекта деятельности в единой ипостаси зависит общий успех деятельности организации.
Действующая в течение многих десятилетий экономическая система ограничивала возможности предприятий, а также предъявляла определенные требования к их персоналу. Экономическая реформа, предусматривающая изменение форм собственности, права фирм на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, создает объективные экономические условия применения менеджмента в деятельности фирм.

Основы эмбриологии

02 Августа 2010 в 15:21, контрольная работа

«Ab ovo » - гласит древнелатинская поговорка. Это означает « от яйца», « начать сначала». Как зарождается жизнь человека и животных, с чего она начинается? Отрывочные эмбриологические наблюдения производились уже Аристотелем. Однако еще в XVII и XVIII веках господствовала так называемая теория преобразования, или эволюции. По этой теории будущий организм предсуществует в яйце готовый, со всеми своими частями. Этих частей в ранних стадиях не видно только потому, что они очень малы и прозрачны. Прямым следствием этой теории было допущение, что в микроскопическом зародыше предсуществуют уже и те зародыши, которые он в последствии произведет на свет; в этих зародышах также вложены зародыши и так далее, - целые поколения будущих организмов предобразованы в каждом яйце. Так как в то время натуралисты, какие бы теории в к ним в голову не приходили, старались согласовать их со Священным писанием, то некоторые досужие головы стали вычислять, сколько зародышей было вложено в яичниках праматери рода человеческого Евы, и определяли их число приблизительно в 200 000 миллионов.

Финансовый контроль

02 Августа 2010 в 15:10, курсовая работа

Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Избирательный процесс

02 Августа 2010 в 11:54, курсовая работа

В соответствии со статьей 3 Конституции РФ единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Народ, избирая из своей среды депутатов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, делегирует им право принимать законы, вырабатывать механизмы их реализации и решать иные важнейшие вопросы государственной и общественной жизни в интересах народа. Данное положение характерно для представительной демократии, как важнейшего средства осуществления народом власти в стране, поскольку практическая реализация форм прямой демократии происходит относительно редко, а представительные учреждения в основном работают на постоянной основе.
Кроме того, Конституция РФ не просто установила демократический характер государства, но и конституционно закрепила свободные выборы и референдум в качестве высшей формы непосредственной демократии.

Критерии эффек. управления гос. собственностью

02 Августа 2010 в 11:45, реферат

Государственная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Сейчас, не смотря на тотальную приватизацию всего и вся, государство и муниципалитеты остаются крупными собственниками имущества. Вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью, поэтому являются весьма актуальными в нынешних экономических условиях. Также актуальность темы настоящей контрольной работы, определена тем, что в процессе социально-рыночной трансформации экономики наиболее динамичными являются изменения отношений государственной собственности, что и составило основу рыночной реформы в России.

Геологическая история русской платформы в позднем палеозое

02 Августа 2010 в 10:26, доклад

Среднедевонский-верхнетриасовый комплекс. В среднедевонскую эпоху начинает формироваться новый структурный план, сохранившийся в общих чертах почти до конца палеозоя и характеризовавший герцинский этап развития платформы, в течение которого преобладали погружения, особенно в восточной ее половине, а тектонические движения отличались значительной дифференцированностью. Балтийский щит испытывал восходящие движения, а на юге платформы в среднем девоне образовался или регенерировался Днепровско-Донецкий авлакоген, расчленивший юго-западную часть Украинско-Воронежского массива на южную половину (Украинский щит) и северную (Воронежскую антеклизу) .
Не исключена возможность более раннего» рифейского заложения этой структуры, как показывают данные ГСЗ.
Максимальные погружения испытывали Прикаспийская синеклиза, Днепровско-Донецкий, Припятский и
Днестровский прогибы. Северо-восточная часть Сарматского щита — в очертаниях современной Волго-
Уральской антеклизы вместе с Московской синеклизой — также была охвачена опусканием. Эта обширная впадина,
возникшая в девоне, была названа А. Д. Архангельским Восточно-Русской, Энергично прогибалась и западная
часть платформы. На общем фоне нисходящих движенийтолько небольшие участки испытывали относительное
поднятие.

Социология Г.Спенсера

01 Августа 2010 в 22:25, курсовая работа

Идея прогресса, разрабатываемая первоначально в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений. В этой своей направленности социология тесно смыкалась с историческими дисциплинами, нацеленными на изучение первобытных формаций, этнографии, фольклора и т. д. Поэтому в качестве представителей этого направления в социологии выступали не только чистые социологи, но и ряд видных специалистов в области вспомогательных дисциплин истории. Но какое бы предпочтение эмпирическолгу материалу ни отдавали исследователи, все они придерживались более или менее однозначной теоретической установки, а именно стремились установить общие законы эволюции, что и позволяет отнести их к сторонникам эволюционизма. Таковыми, в частности, являются Льюис Г. Морган (1818-1881), Джон Ф. Макленнон (1827-1881), Иоган И. Боховен (1815-1887), Эдвард Б. Тайлор (1832-1917), Джеймс Фрезер (1854- 1941). Но особое значение в пропаганде идей эволюционизма сыграли работы Г. Спенсера. Герберт Спенсер (1820-1903) - выдающийся английский философ и социолог.

Административно-правовые нормы и их особенности

01 Августа 2010 в 18:41, контрольная работа

Актуальность темы. В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.
Административное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений. Поэтому систематизация норм отрасли, которая проводится во всех отраслях права, здесь имеет еще большее значение.
Цель работы - раскрытие административно-правовых норм и их особенностей. Задачи:
1.) дать понятие административно-правовых норм;
2.) раскрыть виды административно-правовых норм;
3.) изучить действие административно-правовой нормы во времени;
4.) раскрыть вопрос реализация административно-правовых норм.
Объектом являеются администранивно-правовые нормы.
Предметом - общественные отношения, которые регулируют данные нормы.

Психология учебной деятельности

01 Августа 2010 в 17:56, реферат

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.
Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности»

Работа

01 Августа 2010 в 14:33, реферат

Соболь всегда являлся жемчужиной пушных богатств нашей страны. Этот замечательный вида за пределами России в небольшом количестве встречается только в Казахстане, Монголии, Китае и Корее. В настоящее время ареал соболя занимает более 550 млн. га лесной площади. Ареал встречаемости соболя в России доходит до берегов Японского, Баренцева и Охотского морей, включая Камчатку,Сахалин и Курильские острова.
Интерес к соболиному меху существовал еще со времен Древнего Египта. Еще около 2000 лет до н.э. в Древний Египет завозились соболиные шкурки с Востока. Северные купцы привозили соболей и в греческие колонии, которые вели обширную торговлю этим мехом. Мех соболя упоминается в документах семнадцатого века.
В наше время, Россия является основным поставщиком шкурок соболя на отечественный и мировой рынки (около 300 тыс.шкурок в год).
Спрос на этот вид меха как в виде сырья, так и в виде полуфабриката остается стабильно высоким благодаря красоте и носкости .

Охрана и воспроизводство земельных ресурсов

01 Августа 2010 в 14:28, контрольная работа

Земельные ресурсы мира сокращаются. Во многих странах из-за недостатка пахотных площадей ощущается нехватка продуктов питания. На сегодняшний день всё острее ощущается глобальная продовольственная проблема. Со времени её возникновения ведутся дискуссии о путях ее решения. Многие видят выход в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Вспомним, что обрабатываемые земли (пашня, сады и плантации) в наши дни занимают 1450 млн. га или всего 11% территории обитаемой суши. Соответствующие показатели для лугов и пастбищ -- 3400 млн. га и 26%. Получается, что люди использовали еще не все возможные резервы расширения полеводческих и животноводческих культурных ландшафтов.
В принципе это, конечно, так. Однако можно встретить немало оценок, свидетельствующих о том, что сами природные факторы довольно сильно ограничивают возможности такого расширения. Было установлено, что на территориях, занимающих в общей сложности 78% всей площади суши (без Антарктиды), для развития земледелия существуют те или иные природные ограничения (табл. 3). Да и из остальных 22% земель 13 отличаются низкой, 6 -- средней и лишь 3% -- высокой продуктивностью.
Аналогичные подсчеты производили и отечественные ученые. По мнению некоторых, к непродуктивным землям, на которых не может производиться биологическая продукция (ледники, безжизненные пустыни, реки, озера, города, антропогенный бедленд и др.), относятся 54 млн. км2, или более 36% всей площади суши. На долю продуктивных, но не пахотнопригодных земель (тундра, лесотундра, болота, засушливые и полупустынные пастбища, горные леса и др.) приходится 70 млн. км2, или 47% всей площади суши. В результате пахотнопригодные земли занимают территории в 25 млн. км2, составляющие около 17% площади суши.
Тем не менее продолжают составлять многочисленные расчеты, касающиеся резервных сельскохозяйственных, и прежде всего пахотных, земель. По некоторым оценкам, предельная площадь экономически выгодных для эксплуатации земель составляет 1,5 млрд. га. Это означает, что весь доступный фонд пахотнопригодных земель человечество фактически уже использовало. По другим оценкам, такой фонд значительно больше, он потенциально равен 2,5 млрд. га, и, следовательно, люди могут распахать в будущем еще более 1 млрд. га. В конце ХХ века появились оценки, согласно которым площадь земель, потенциально пригодных для развития земледелия, превышает 3 млрд. га. Это означает, что в резерве есть еще более 1,5 млрд. га земель. Наконец, публиковались некоторые расчеты ФАО, согласно которым площадь потенциально пригодных для обработки земель составляет 3,4 млрд. га. Можно добавить, что большинство отечественных географов сходятся на том, что реальный мировой резерв пахотнопригодных земель составляет около 1 млрд. га.

Национальные особенности становления биоэтики в россии

01 Августа 2010 в 14:03, реферат

Для того чтобы понять, объяснить и предсказать особенности развития отечественной биоэтики, необходимо сделать краткий экскурс в: историю самой России, историю российского здравоохранения и показать особенности этического регулирования в данной стране как результат развития и народа, и созданных им социальных институтов, к которым относится и здравоохранение.
Дело в том, что формы моральной регуляции, несмотря на содержащийся в них инвариант, который именно и позволяет представителям разных систем здравоохранения в мире понимать друг друга, имеют ярко выраженные национальные особенности. Иногда без знания национальной специфики просто невозможно объяснить, почему в той или иной стране не действуют принятые мировым сообществом протоколы, несмотря на то, что все с ними согласны. Историческая и этническая обусловленность социального заказа в здравоохранении не может игнорироваться и в условиях глобализации, поскольку индивидуальный компонент объекта медицинской заботы — человека — в большей степени оказывается связан с этногенетическими и историко-культурными факторами страны и, более того, конкретного региона, чем с общецивилизационными тенденциями. Без уникального генофонда, без уникальной экологической ниши нет и не может быть нации. Следовательно, сохранение ее человеческого потенциала необходимо связано с сохранением этих компонентов и оформляющих их культурно-исторических способов выживания. К сожалению, в этом аспекте особенности этногенеза России практически не рассматриваются. Начнем с краткой этнологической справки.

Почему дети лгут

01 Августа 2010 в 13:56, контрольная работа

Ложь – намеренное введение в заблуждение другого человека или сокрытие правды.
Хвастовство и преувеличение – виды лжи, весьма характерные и для детей, и для взрослых. Мотив у этой лжи очевиден – повысить свой статус, завоевать признание и интерес у других людей, выглядеть в их глазах более важным, привлекательным. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правда приукрашенная. Дети (и взрослые тоже) способны сочинять истории гораздо более занимательные, чем те, что случились с ними в реальной жизни.
Трудно удержаться от того, чтобы не развлечь компанию, если обладаешь прирожденным даром рассказчика. Большинство людей неизбежную в таких случаях ложь считают нормальным явлением. Она же никому не приносит вреда. Другие же люди считают, что если ребенок или взрослый приучился все время сочинять, преувеличивать, то, в конце концов, станет врать и в серьезных делах, когда ложь не безобидна.
Иногда солгать не значит поступить неправильно, а правда, наоборот, может нанести вред. Хотя в большинстве случаев ложь наносит ущерб, бывают и исключения. Иногда, только солгав, можно отвести беду от другого человека. Ложь способна оградить личную жизнь от чужой навязчивости. Ложь часто порождается чувством преданности людям, и в таком случае солидарность побеждает моральное требование «быть честным». Часто ложь произносится потому, что ее хотят услышать, и такая ложь может не приводить к вредным последствиям. Однако бывают ситуации, когда так думает только сам лжец.
Кроме того, иногда сказать правду невежливо или жестоко. Порой просто необходима «ложь во спасение». Причины лжи многообразны, как и ее виды. Но чем отличается ложь ребенка от лжи взрослого? Почему одни дети более правдивы, чем другие? Опасно ли то, что ребенок часто говорит неправду? Что делать родителям и педагогам, столкнувшимся с проблемой систематической детской лжи?

Распределительная политика предприятия

01 Августа 2010 в 11:22, доклад

Существенное место в комплексе маркетинга занимает сбыт товара и его организация. То есть доставка товара для его продажи в нужное место. Этот процесс имеет экономическое содержание- переход права собственности на товар от одного лица к другому, обмен товара на деньги, но при этом происходит и физическое перемещение товара от места его производства к месту использования, и эти два процесса могут не совпадать во времени и пространстве.
Сбытовая сеть может быть определена как структура, сформированная партнерами, участвующими в процессе обмена товарами. Ими являются: производитель товара, посредники и потребители.
Выбор сбытовой сети - это стратегическое решение, которое должно быть совместимо не только с ожиданиями в целевом сегменте, но и с целями фирмы.
Деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест производства к местам потребления с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для производителя называется товародвижением.

Белое вещество

31 Июля 2010 в 16:35, реферат

Головной мозг — передний отдел центральной нервной системы, расположенный в полости черепа.
В развивающемся мозге образуется серое и белое вещество. Серое вещество содержит тела нейронов, из него формируются ядра ц.н.с. и кора. Белое вещество состоит из отростков нейронов, формирующих пучки и тракты, которые являются звеньями проводящих путей центральной нервной системы. На последнем месяце внутриутробного периода начинается миелинизация нервных волокон, которая происходит в направлении от заднего к переднему мозгу; этот процесс завершается после рождения.
У новорожденного масса головного мозга составляет около 400 г и коррелирует с массой тела (12,3—12,8% массы тела). Рост головного мозга происходит интенсивно в первые годы жизни, а затем все более замедляется и прекращается к 20 годам. На первом году масса головного мозга возрастает в 2 раза, к 3 годам в 3 раза, а у детей 7 лет составляет 80% массы головного мозга взрослого. Масса головного мозга мужчины принимается равной в среднем 1400 г, а женщины — 1200 г, что составляет 2% массы тела; половые и индивидуальные различия связаны с длиной и массой тела, особенностями телосложения. После 60 лет масса Г. м. уменьшается (особенно заметно после 80 лет; у мужчин в среднем на 13%, у женщин на 16%). У людей старше 60 лет отмечается уменьшение количества нейронов головного мозга.
В головном мозге различают серое и белое вещество, но их распределение здесь значительно сложнее, чем в спинном мозге. Большая часть серого вещества головного мозга располагается на поверхности большого мозга и мозжечка, образуя их кору. Меньшая часть образует многочисленные подкорковые ядра, окруженные белым веществом. Все ядра серого вещества состоят из мультиполярных нейронов.
Представьте, что возможно заглянуть внутрь головы и увидеть, почему один человек умнее другого. Или же узнать, что какие-то скрытые особенности мозга ведут к развитию шизофрении или дислексии. Новый метод томографического исследования позволяет ученым получать именно такие сведения и раскрывает удивительную вещь: на интеллект, как и на психическое здоровье, влияют тракты, расположенные в глубине мозга и состоящие исключительно из белого вещества.