Организация системы развития персонала

Автор: Темир Нурбаев, 02 Августа 2010 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях рыночной экономики успешность деятельности любой организационной структуры обеспечивается не только профессиональной квалификацией ее сотрудников, но и тем, насколько персонал предан своей организации, насколько он мотивирован на добросовестный труд и располагает возможностями для наиболее полной самореализации в профессиональной деятельности.
Важнейшая роль в этом процессе принадлежит самому участнику профессиональной деятельности, от целенаправленной включенности которого в процесс саморазвития, самосовершенствования себя как личности и как субъекта деятельности в единой ипостаси зависит общий успех деятельности организации.
Действующая в течение многих десятилетий экономическая система ограничивала возможности предприятий, а также предъявляла определенные требования к их персоналу. Экономическая реформа, предусматривающая изменение форм собственности, права фирм на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, создает объективные экономические условия применения менеджмента в деятельности фирм.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы управления развитием персонала 5
1.1 Сущность, понятие и задачи развития персонала 5
1.2 Виды методов обучения 9
1.2.1 Традиционные методы обучения персонала 11
1.2.2 Активные методы обучения персонала 13
1.3 Взаимосвязь стратегии развития персонала предприятия и его конкурентоспособности 16
2 Анализ и совершенствование системы развития персонала Биробиджанского локомотивного Депо 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ системы развития персонала 23
2.3 Разработка программы карьерного роста 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение 36

Содержимое архива - 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточная  государственная социально-гуманитарная академия» 

Кафедра менеджмента, документоведения и документационного  обеспечения управления 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: «Организация системы развития персонала» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент Нурбаев Темир Сабитович,

Факультет экономики и управления

Курс 3, группа 7561 

Научный руководитель: Фоменко Наталья Анатольевна 
 
 
 
 
 

Биробиджан, 2009 
Содержание

 

Введение

 

     В современных условиях рыночной экономики  успешность деятельности любой организационной  структуры обеспечивается не только профессиональной квалификацией ее сотрудников, но и тем, насколько персонал предан своей организации, насколько он мотивирован на добросовестный труд и располагает возможностями для наиболее полной самореализации в профессиональной деятельности.

     Важнейшая роль в этом процессе принадлежит  самому участнику профессиональной деятельности, от целенаправленной включенности которого в процесс саморазвития, самосовершенствования себя как личности и как субъекта деятельности в единой ипостаси зависит общий успех деятельности организации.

     Действующая в течение многих десятилетий  экономическая система ограничивала возможности предприятий, а также предъявляла определенные требования к их персоналу. Экономическая реформа, предусматривающая изменение форм собственности, права фирм на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, создает объективные экономические условия применения менеджмента в деятельности фирм.

     Рыночная  экономика зачастую предъявляет  к квалификации специалистов более  высокие требования, чем плановая. Так, руководители должны разрабатывать  и рекомендовать эффективную стратегию, ориентированную на рыночные критерии, обеспечивать постоянное обновление продукции, создавать благоприятную организационную культуру. Руководители должны постоянно отслеживать изменения, происходящие во внешней среде, а также оценивать изменения, происходящие в деятельности предприятия.

     Успешное  развитие предприятия связано со значительным повышением продуктивности производственных ресурсов и ростом производительности труда. Менеджеры должны быть вооружены различными методиками по оценке эффективности различных ресурсов и, в первую очередь, персонала фирм. Вышесказанное обуславливает актуальность темы.

     Цель  курсовой работы – анализ теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы развития персонала предприятий в условиях рыночной конкуренции.

     Задачи:

     – определить    сущность    и    понятие    системы    развития    персонала предприятия, ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия;

     – рассмотреть методологические аспекты организации системы развития персонала на предприятии;

     – дать оценку развития персонала в  Депо ст. Биробиджан;

     – рассмотреть    основные    направления    совершенствования    системы развития персонала на исследуемом  предприятии.

     Объект  исследования – Биробиджанское локомотивное Депо.

     Предмет исследования - система развития персонала предприятия.

     При написании работы использовались научные  труды по вопросам системы развития персонала. А также монографическая  специальная литература отечественных  и зарубежных экономистов, статьи, материалы опубликованные в периодической печати.

     При решении поставленных в работе задач  применялись методы и приемы экономического и статистического анализа, математического  моделирования, системного и структурного анализа.

 

  1. Теоретические основы управления развитием персонала
    1. Сущность, понятие и задачи развития персонала

     Развитие  является стратегической функцией кадрового  менеджмента. В настоящее время в теории и практике вопрос о сущности понятия "развитие" исследован недостаточно. В практической деятельности в сфере управления кадрами организации под развитием понимают обучение персонала. Развитие является ведущим фактором системы образования человека, персонала организации наравне с обучением и воспитанием.

     Развитие персонала можно определить через характеристику его показателей.

     Таблица 1 – Характеристика понятия "развитие" 

Показатель
         Характеристика
Как объект

 исследования

     Представляет  совокупность функционально связанных между собой элементов, связей, зависимостей, изменяющихся с преобразованием во внутреннем строении, структуре. Развитие происходит процессуально в определенных условиях взаимодействия с "соседними системами"
Структура (механизм)      Характеризуется количеством составляющих элементов, порядком их расположения и качественными изменениями в процессе развития
Источник  развития      Возникает в результате противоречий между старым и новым
Форма развития      Эволюционная (медленное, постепенное, качественное изменение); революционная   (внезапная,   резкая, скачкообразная) смена качественных характеристик в структуре объекта
Направленность      Прогрессивная; регрессивная
Динамика      Времени; темпов роста
 

     Понятие развития персонала является относительно новым, однако ужу широко используемым в практике современных предприятий. Знания сотрудников морально устаревают, их необходимо обновлять в соответствии с  развитием тех областей знаний, с которыми они сталкиваются в своей работе. Из рис.1 видно, как с течением времени происходит «старение» знаний, а следовательно, уменьшение их ценности.

     

     Рисунок 1 – Уменьшение пользы от изначально новых знаний

     в различных областях («старение» знаний) 

     Как правило, базовые знания, полученные в школе, устаревают медленно, но в пополнении специальных знаний, необходимых для успешной работы, мы нуждаемся достаточно часто.

     Успешное  развитие персонала обусловлено  тремя факторами: знаниями, возможностями  и поведением сотрудников.

     Знания  являются основой развития способностей персонала, содействуют формированию личностного потенциала человека. В контексте развития персонала различают два вида знаний: необходимые в ежедневной, текущей работе и общее знание своего дела.

     Знания, необходимые для решения текущих  задач, не могут быть определены должностными обязанностями. Это профессиональные знания, которые персонал приобретает вместе с опытом работы. Общие профессиональные знания приобретают в процессе получения образования и дальнейшей подготовки кадров.

     Возможности подразумевают условия использования  полученных знаний, определяют коэффициент их полезного действия, реализации. Развитие персонала связано, прежде всего, с приведением в соответствие знаний сотрудников и их возможностей. В рамках своих возможностей и на основе собственной деятельности сотрудники приобретают опыт.

     Поведение персонала как фактор его развития стало играть все более заметную роль при групповом управлении. Солидарном стиле лидерства. Без учета особенностей поведения, взаимоотношений, межличностных и неформальных коммуникаций, только на основе повышения знаний и возможностей нельзя обеспечить развитие персонала.

     Развитие  персонала традиционно основано на учебных процессах, которые управляются и финансируются тем предприятием, для которого эти учебные процессы предназначены. Цель обучения — развитие интеллектуального потенциала сотрудников. При этом сам процесс получения образования и повышения квалификации не менее важен, чем его формальный результат или достигнутый уровень образования.

     Развитие  персонала означает:

     - способность сотрудника осознать необходимость регулярной учебы, чтобы соответствовать растущим требованиям;

     - способность коллектива осознать необходимость командного или группового управления при активном участии всего персонала, а не только руководителей;

     - способность организации осознать решающую роль каждого сотрудника и необходимость развития его потенциала.

     Развитие  персонала для каждого предприятия  является существенным элементом производственных инвестиций. Посредством поощрения обучения предприятие открывает своим сотрудникам возможность повышать профессиональные навыки и тем самым создает костяк квалифицированного персонала и осуществляет его опережающую подготовку. Без развития сотрудников не может быть успешного развития организации. Необходимо также отметить, что объектом инвестиций в персонал становятся именно сотрудники, а не собственники фирмы.

     Причинами приоритетных инвестиций в развитие персонала являются:

     - необходимость повышения деловой активности каждого сотрудника с целью выживания организации;

     - сохранение конкурентоспособности предприятия невозможно без новых технологий, а обучение работе с новой техникой невозможно без значительных инвестиций в развитие персонала;

     - мероприятия по развитию персонала обеспечивают рост производительности труда, следовательно, их финансирование соответствует принципу экономической эффективности расходов.

     Задачи  развития персонала

     1. Повышение квалификации с целью  выпуска новой продукции, правильного использования, техобслуживания и ремонта средств производства; подготовка и переподготовка кадров, обучение современным технологиям.

     2. Способность к коммуникации, работе  в группе.

     3. Осознание значения возрастающей  роли трудовой, технологической, финансовой, производственной рабочей дисциплины в смысле точного выполнения действий, обеспечивающих безошибочную работу станка, установки, подразделения или предприятия. Сюда же относятся критическое отношение работника к рабочим предписаниям, его предложения по оптимизации процессов труда и отношений с клиентом.

     4.  Формирование ответственности как системного качества сотрудника и развитие ее видов.

     5.  Самостоятельное развитие персоналом  своих профессиональных навыков и знаний.

     Ведущие организации затрачивают на профессиональное развитие значительные средства - от 2 до 10% фонда заработной платы. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности, т.е. увеличения вклада каждого сотрудника в достижение организационных целей. Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении.

     Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне нее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.

Информация о работе Организация системы развития персонала