Методы сбора социологической информации

Автор: Настя Маркова, 15 Августа 2010 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Люди являются творцами общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность. На процесс познания не может не сказаться включенность человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же изучает. Будучи участником социального развития, человек не может быть безразличным к происходящему.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...3
1. Социологическое исследование ……………………………….…….4
2. Методы сбора социологической информации………………………5
2.1.Опрос ………………………………………………………………….5
2.2. Интервью …………………………………………………………….8
2.3.Наблюдения ………………………………………………………….12
2.4.Эксперимент …………………………………………………………13
2.5. Анализ документов …………………………………………………14
Заключение …………………………………………………………………..17
Литература …………………………………………………………………..18

Содержимое архива - 1 файл

Социология.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

       В социологической литературе можно  встретить различные виды наблюдений: формализованные и неформализованные, включенные (когда исследователь является участником событий, например, журналист или социолог меняет профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем) и невключенные, когда наблюдение осуществляется при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Есть полевые наблюдения, проводимые в естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные. Последние чаще всего используются в психологических и социально-психологических экспериментах.  

       Наблюдения бывают систематические, проводимые по заранее жестко разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени, и несистематические (кратковременные), когда они проводятся на стадии «разведки» как первичная основа для формулирования гипотез исследования или для контроля данных, полученных другими способами (из документов, с помощью опросов). Каждый вид наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительной стороной включенного наблюдения является то, что оно позволяет узнать все тонкости событий, их подоплеку, движущие мотивы главных действующих лиц. Негативные его стороны – опасность потерять объективность оценки изучаемого явления, так как исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. В этой связи возникает сложность с подбором исполнителя. Целый ряд сфер жизни почти или полностью невозможен для наблюдения.

       Невключенное  наблюдение значительно проще, но оно  дает более поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком  наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.

       Наблюдение  открытое и скрытое – это виды включенного наблюдения. В первом случае объект знает, что за ним наблюдают, и, естественно, вносит соответствующие  коррективы в свое поведение, т.е. исследователь оказывает возмущающее воздействие на объект. При этом теряется чистота эксперимента, опыта, исследования. При скрытом наблюдении данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этической стороне сбора первичной информации.  

       При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социальной информации (простоте и сравнительно небольших финансовых затратах) у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с гарантированием репрезентативности (достоверности) данных. Наблюдатель фиксирует относительно локальные события, факты. Практически трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения мотивов действующих лиц. Вероятность ошибок возможна еще и потому, что социолог не только наблюдает, у него всегда есть система отсчета. Опираясь на эту систему, социолог по-своему толкует, интерпретирует те или иные факты, события. Но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает также и объективную ситуацию.  Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности в результатах наблюдения. С целью получения объективной информации об изучаемом явлении, социальном факте используются способы контроля: наблюдение за наблюдением; контроль другими методами; обращение к повторному наблюдению; исключение из записей оценочных терминов.

       Наблюдение  считается достоверным, если при  повторении его в тех же условиях и с тем же объектом дает те же результаты.   

2.4.Эксперимент  

       Эксперимент – это общенаучный метод получения  в контролируемых и управляемых условиях нового знания. Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в психологии, физике и химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Различают натурный (лабораторный, полевой) и мысленный (модельный) эксперименты. Каждый из них имеет свои положительны и отрицательные стороны.

       Проведение  натурных экспериментов в социологии, общественной жизни – дело далеко не простое. Оно ограничено природой социальных объектов исследования, состоящих  из людей и требующих от исследователя  строгого соблюдения моральных и  юридических принципов и норм, суть которых сводится к одному: не навредить объекту исследования. Поэтому большинство натурных социологических экспериментов проводится на малых группах и имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. Широкую известность в сое время получили эксперименты ученых под руководством Э.В. Ильенкова в Загорском интернате слепоглухонемых детей. Результаты, полученные ими, еще долго будут поражать всех, кто знает об этих экспериментах.

       Мысленные социологические эксперименты распространены довольно широко. Практически они имеются в каждом социологическом исследовании, где есть методы статистического анализа. Мысленные эксперименты являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. В данном случае эксперимент характеризуется двумя группами элементов формализованными и неформализованными параметрами. Формализованные параметры представлены системой языка машины, а неформализованные параметры – это концепции, сценарии, ценностные ориентации человека. Они взаимодействуют с формальной стороной в диалоговом режиме.

       Мысленные (модельные) эксперименты позволяют  более точно определить стратегию  натурного социального эксперимента, но полностью его заменить никогда  не смогут. По этому поводу уместно вспомнить слова гения русской науки М.В. Ломоносова: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

       Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатываются чистота эксперимента и проверяются  основные варианты решения одной социальной проблемы. Добиться чистоты эксперимента – задача очень сложная, так как его результат часто искажается воздействием более сильной системы.  

2.5. Анализ документов  

       Существует  еще один метод, применяемый в  социологических исследованиях - метод анализа документов, которые имеются в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития. Как правило, под документом в социологии подразумевают те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе.

       Анализ  документов открывает социологу  возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую  и емкую информацию об этой действительности. Поэтому не следует планировать, а тем более выходить на полевые исследования, не получив предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если он имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т.д. Например, социологическое исследование, посвященное изучению свободного времени жителей того или иного города, может быть начато с получения статистических данных об использовании библиотек, посещении театров, концертов.

       Однако  чтобы использовать возможности, предоставляемые  документами, следует в свою очередь  получить системное представление  о всем их многообразии. Ориентироваться во всем многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован.

       По  форме фиксации информация делиться на:

      • Письменные документы (в них сведения изложены в форме текста);
      • Статистические данные (цифровая форма изложения);
      • Иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
      • Фонетические документы.

       Существуют  самые разнообразные методы анализа  документов, однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических  исследований являются традиционный (классический) и формализованный (количественный).

       Под традиционным, классическим анализом «понимается все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе  с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае… Фактически же это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование». Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Данный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания. Вместе с тем слабостью традиционного анализа документов является субъективизм: как бы ни был добросовестен социолог-исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно, предельно объективно рассмотреть, оценить информацию, содержащуюся в документе, его интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективной.

       Стремление  преодолеть субъективность традиционного  анализа породило разработку принципиально  иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.  

       Контент-анализ, или научный анализ содержания текста (документа) – это метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении. Но развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями, т.е. он применяется всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращении в обществ, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудиторией. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.

       При своем рождении контент-анализ был  использован для изучения текстовых  газетных материалов. И сейчас одна из его особенностей состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации: прессы, телевидения, радио. Но он используется и при анализе документов любого вида отчетности: протоколов собрания, конференций, межправительственных договоров, соглашений и т.п. Этот метод часто используется различными спецслужбами, до 80% самой секретной информации добываются с его помощью и поныне.

       В социологическом исследовании газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры выступают в качестве объекта анализа. На основании изменений в текстах газет, журналов, передач телевидения и радио, в текстах договоров, коммюнике и т.п. можно судить  о тенденциях, политических и идеологических установках, раскладе политических сил, функционировании интересующих социальных институтов, общественных организаций и партий, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа.

       Текст и его содержание представляют для  исследования реальность первого порядка. Задача социолога состоит в том, чтоб выяснить связь текста с фактами, событиями, отношениями, о которых идет речь в тексте, но кроме этого ему важно установить те позиции, интересы, установки, которые определяют принципы отбора материала для данного текста: что подано ярко, броско, на чем сделан акцент и, наоборот, что скрыто, а что и вовсе осталось за кадром.

       В заключение можно высказать тривиальную  мысль, что контент-анализ относится  к числу важных и весьма перспективных  в связи с развитием вычислительной техники и средств научного познания.     
 

                                                                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
 
 

       Социология  не может не существовать, не добывая  эмпирическую информацию самого разного  вида – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости.

       В результате социологических исследований мы можем увидеть: отношение людей к той или иной проблеме; партийному лидеру; отношению к работе; возрастному предпочтению и т.д. Социологическим можно признать только такое исследование, которое направлено на изучение чисто социологических проблем и регулируется теорией социологического знания.

       Предметом  исследования может быть любой интересующий нас вопрос. В основном мы исходим из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время.  Потому что, когда социолог выбирает предмет исследования, он в тоже время формулирует гипотезу о возможном пути решения проблемы и позволяет предсказывать будущие явления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 
 
 

  1. А.И. Кравченко. Социология. Учебное пособие. М. 1997
  2. А.И. Кравченко. Социология. Учебник. М. 2000
  3. А.И. Кравченко. Введение в социологию. Учебное пособие.   М. 1995
  4. А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. Социология. Учебное пособие.   М. 2004
  5. В.Н. Лавренко. Социология. Учебник. М. 1998
  6. А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Курс лекций. М. 1996
  7. И.П. Яковлев. Социология. Учебное пособие. М. 2000

Информация о работе Методы сбора социологической информации