Методы сбора социологической информации

Автор: Настя Маркова, 15 Августа 2010 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Люди являются творцами общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность. На процесс познания не может не сказаться включенность человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же изучает. Будучи участником социального развития, человек не может быть безразличным к происходящему.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...3
1. Социологическое исследование ……………………………….…….4
2. Методы сбора социологической информации………………………5
2.1.Опрос ………………………………………………………………….5
2.2. Интервью …………………………………………………………….8
2.3.Наблюдения ………………………………………………………….12
2.4.Эксперимент …………………………………………………………13
2.5. Анализ документов …………………………………………………14
Заключение …………………………………………………………………..17
Литература …………………………………………………………………..18

Содержимое архива - 1 файл

Социология.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Содержание  
 
 

Введение  ……………………………………………………………………...3

  1. Социологическое исследование ……………………………….…….4
  2. Методы сбора социологической информации………………………5

    2.1.Опрос ………………………………………………………………….5

    2.2. Интервью …………………………………………………………….8

    2.3.Наблюдения ………………………………………………………….12

    2.4.Эксперимент …………………………………………………………13

    2.5. Анализ документов …………………………………………………14

Заключение …………………………………………………………………..17

Литература …………………………………………………………………..18 

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ   
 

       Люди  являются творцами общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность. На процесс познания не может не сказаться включенность человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же изучает. Будучи участником социального развития, человек не может быть безразличным к происходящему. 

       Каждый  из нас в той или иной степени  соприкасается с социологическими исследованиями в качестве слушателя  радио, читателя газет, журналов, научной  литературы и т.д. Возможно, мы и сами бываем вовлечены в эти исследования в качестве респондента, т.е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется организовать такое исследование.

       Использование конкретных методов социологического исследования зависит от условий, места и времени, целей и задач исследования, а также его вида. Для сбора социологической информации могут применяться различные методы: опрос, интервью, наблюдения, анализ документов, эксперимент.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социологическое исследование
 
 

       Жизнь ставит много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности  социологического. Социологическое  исследование – это система логически  последовательных методологических и  организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

       Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения сроков, способов обработки.

       Второй  этап – сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения – записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.д.

       Третий  этап – подготовка собранной в  ходе социологического исследования (анкетного  опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

       И, наконец, заключительный этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

       Что же такое социологическое исследование? Под ним следует понимать широкий  класс исследований, где социальные факты объясняются через психофизиологические, психические, правовые, экономические  и т.п. факты. Социальное исследование не принадлежит области социологии. Это междисциплинарное исследование. Сформировавшиеся на стыке социологии и родственной обществоведческой дисциплины, например экономики, социальные исследования принадлежат сразу двум наукам – социологии и экономике.  

       В целом можно утверждать, что социологическим  называется такое исследование, при  котором одни социальные явления  объясняются при помощи других социальных явлений. Принцип объяснения явлений посредством обращения к явлениям того же типа применяется во всех строгих дисциплинах, имеющих самостоятельный методологический статус, собственные предметы и методы исследования. Напротив, в междисциплинарных областях знания один тип явлений объясняется через другой.  Так, в антропологии костные останки человека кладутся в один объяснительный ряд с культурными артефактами или семейными структурами. В социальной географии в одно целое смешиваются географические и социальные события.

       Сформировавшись ныне на границах социологии и ряда других научных дисциплин широкий пласт прикладных (отраслевых) направлений занят как раз такими междисциплинарными, или социальными, исследованиями.

       Социальное  исследование представляет собой широкий  взгляд на общество, социологическое  – узкий, специализированный. Таким образом, социологическое исследование можно рассматривать как частный случай обществознания.  

         
 

    2. Методы сбора социологической информации  

    2.1. Опрос  

       Из  многочисленных методов сбора социологической  информации по интересующим социолога  проблемам наиболее распространены методы опроса респондентов, а среди них - метод анкетного опроса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

       Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя. 

       В социологии различают два типа анкетного опроса – сплошной и выборочный. Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны - самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все участники афганской войны, все жители небольшого города. Эта разновидность используется на практике чаще всего переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятельный вид. Выборочное обследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность. Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, но опрашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. 

       Анкетный  опрос  - важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых. Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:

    • Он не должен длиться более 30-40 минут, в противном случае респондент устает и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов;
    • Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми;
    • Первый вопрос должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным;
    • Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент «включился» в тему;
    • Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения).

Например, в анкете поставлен  вопрос: «Какой размер Вашего месячного  заработка?». О чем  здесь идет речь? Только о заработке  или о доходе? О  заработке с учетом вычетов налогов или о начисляемой сумме заработной платы, содержащей сумму подоходного налога? Входят ли в заработок, о котором идет речь, премиальные? И т.д.

      • Вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта (события), а потом уже о его оценке. Это важнейшее требование социологического исследования.

Например, первый вопрос: «Испытываете ли Вы какие-либо трудности  на работе?». Ответ: «Да, нет». Второй вопрос: «Если да, то в  чем эти трудности  выражаются?». Ответ: приводится рад факторов, затрудняющих работу. Третий вопрос: «Ваши предложения по преодолению трудностей».

       Если  в анкете появился новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого  к новой теме. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту, например: «А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о ……».

       В подобной же форме строится и обращение  к респонденту с просьбой принять  участие в проводимом исследовании. Это обращение, которое предшествует постановке вопросов и является своего рода введением, должно быть кратким понятным, четким. Приведем пример.

       Уважаемый товарищ! Мы обращаемся к вам с просьбой высказать свое мнение о новых формах организации труда.

       Ваши  искренние и точные ответы позволят сделать  обобщения и выработать практические рекомендации по улучшению организации труда.

       Возможные ответы в большинстве  случаев приведены  в анкете. Просим внимательно прочитать  предложенные варианты ответов и округлить, отметить крестиком  тот ответ, который  соответствует Вашему мнению.

       Если  не один из напечатанных ответов Вас не удовлетворяет, напишите свое мнение (для этого оставлено специальное место). Заранее благодарим за помощь в работе.    

       Приведенные введение, которое познакомив опрашиваемого  с темой и целью опроса, ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.

       Вопросы анкеты различаются между собой  по содержанию  и форме.

       Деление вопросов по содержанию обусловлено  характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием деления их по содержанию.

       Ответы  на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.). Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях в его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию. Неточность в формулировке вопроса о поведении в прошлом приведет к неточности в информации.

       По  форме вопросы делятся на три  основные группы: 1) открытые, закрытые и полузакрытые; 2) прямые и косвенные; 3) личные и безличные.

Вопрос  открытого типа предусматривает свободную форму ответа: «Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению вашего интереса к работе?».

Вопрос  закрытого типа: «Что вам нравиться  в Вашей работе? Просим отметить те из перечисленных  ниже вариантов, которые  совпадают с Вашим  мнением: 1) разнообразная работа; 2) работа, требующая смекалки; 3) не вызывает физического переутомления; 4) хороший заработок».

Вопрос  полузакрытого типа основан на добавлении к списку ответов  фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и  т.д.). Укажите, какие  именно». Вопрос как бы расшифровывается, дает возможность не только выбрать один из тех ответов, которые приводятся в анкете, но и высказать что-то свое.

Информация о работе Методы сбора социологической информации