Государственный долг и пути его преодоления

Автор: Анна *, 19 Августа 2010 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Быстро растущая задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угорозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
Глава 1 Государственный долг………………………………………..…..
1.1 Государственный долг и его формы…………………………..…..
1.2 Управление государственным долгом………………………..…...
Глава 2 Стратегия управления государственной задолженностью….....
2.1 Государственный долг Казахстана в настоящее время………….
2.2 Пути преодоления государственного долга………………...….…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………..
ПРИЛОЖЕНИЯ

Содержимое архива - 1 файл

го.долг.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

     Государственный долг является составной частью экономической системы, оказывая прямое и косвенное воздействие на многие ее элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции и так далее. Таким образом, государственный долг влияет на экономику страны в целом, а возможности его эффективного использования во многом определяются общим уровнем развития экономики и затрагивает практически все элементы экономической системы.

     Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. Так каковы же пути преодоления государственного долга?

     Существуют два основных пути решения:

   – усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства;

   – осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат. [14]

     Первый путь – это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

     Второй путь для Казахстана предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к казахстанской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение государственных законов на всей территории РК, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны областных и местных властей.

     Также возможен и еще один  источник облегчения казахстанской внешней задолженности – реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа – секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную путем выпуска ценных бумаг.

     Надо применять и новые формы, в частности капитализацию долга. Страны Латинской Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга в недвижимость и акции. Однако следует предостеречь при этом от одной опасности. Акции казахстанских фирм, соответствующих западным по конкурентоспособности, эффективности, объему производимой продукции, численности занятых, продаются на фондовом рынке в 10—20 раз дешевле, чем аналогичные акции западных фирм. [19]

     Таким образом, можно использовать множество технологий уменьшения бремени внешней задолженности, но при этом без реструктуризации не обойтись. Отсрочка необходима, чтобы за это время создать и укрепить доходную базу бюджета путем оживления производства. Поднять производство невозможно без снижения налогов, что в глазах МВФ выглядит странным при столь низкой собираемости податей. МВФ хочет, чтобы бюджет был сбалансирован на основе высоких налоговых ставок и чтобы была отработана фискальная эффективность экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Долговые проблемы Казахстана многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Казахстан стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени.

     Не уделялось внимание структуре и эффективности новых заимствований и способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление внешних ресурсов на производство в производство для преодоления спада и возобновления экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным процессам в стране.

     Наличие государственного долга является нормальным для активно развивающегося государства. Государственный долг сам по себе не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны, если ее экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений государства и не влияет отрицательно на международный имидж страны. К примеру, США, являясь лидером по многим показателям экономики по сравнению с другими странами, тем не менее имеет государственный долг.

     В Республике Казахстан эта сфера государственных отношений достаточно четко регламентирована. Есть законы, подзаконные акты, позволяющие выстроить четкую систему управления государственным долгом.

     Развитие национальной экономики невозможно без иностранных кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения передовых технологий в экспортные и импортозамещающие отрасли, в аграрный сектор и производство потребительских товаров.

     Но вместе с тем, государству никогда не следует забывать о том, что привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных средств. Увеличение значительно внешнего долга может привести к долговременным отрицательным экономическим последствиям, связанным с изменением курса национальной валюты, соотношения экспорта и импорта, затруднениями в развитии отечественной экономики.

     Список использованной литературы 

  1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года № 548
  2. Закон Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» от 2 августа 1999 года № 461-1
  3. Закон Республики Казахстан «О бюджетной системе» от 1 апреля 1999 года
  4. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете» от 6 декабря 2007 года № 8-4 на 2008 год
  5. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете» от                   8 декабря 2006 года № 194-3 на 2007 год
  6. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете» от                   22 ноября 2005 года № 88-3 на 2006 год
  7. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете» от                   2 декабря 2004 года № 3-3 на 2005 год
  8. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете» от 5 декабря 2003 года № 505-2 на 2004 год
  9. Закон «О членстве Республики Казахстан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантии инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития» от 6 декабря 2001 года № 264-2
  10. Правила Правительства от 23 января 2002 года № 88 «Правила погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии»
  11. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник 3-е издание М.: МГУ, 2000
  12. Амирханова Ф., Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь, 1998 г., №2, с 4.
  13. Базылев Н. И., Бондарь А. В., Гурко С. П., Экономическая теория, Минск: Экоперспектива, 1997г., 386 с.
  14. Внешний долг // ЭКО, 2001 №8 стр. 89.
  15. Гульсум Кунелекова «В долгу перед потомками» www.zakon.kz
  16. Колпакова Г.М Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 496 с.
  17. Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы» учебник для ВУЗов. Алматы 2001
  18. Теоретическая экономика (политэкономия) // под ред.                  Журавлевой Г. П., Москва: ЮНИТИ,1997 г., 485 с.
  19. www.minfin.kz
  20. www.pavlodar.com

Приложение 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

  Государственный и гарантированный государством долг Республики Казахстан (по состоянию на 1 июля 2007 года)

  периодичность: квартальная

 
  Наименование  показателей
       тыс.тенге тыс.долл.США
п/п
    I   Государственный долг1   1 476 958 437   12 075 533
    1   Долг  Правительства Республики Казахстан    604 192 072   4 939 842
1.1.   внутренний:   438 610 088   3 586 053
      1.1.1.   Государственные среднесрочные казначейские обязательства   244 956 586   2 002 752
      1.1.2.   Государственные долгосрочные сберегательные казначейские облигации   135 498 714   1 107 830
      1.1.3.   Государственные долгосрочные казначейские облигации   43 405 855   354 884
      1.1.4.   Государственные индексированные казначейские обязательства   214 599   1 755
      1.1.5.   Государственные долгосрочные индексированные казначейские облигации   13 926 000   113 858
      1.1.6.   Прочие  обязательства   608 334   4 974
1.2.   внешний:   165 581 984   1 353 789
      1.2.1.   Международный Банк Реконструкции и Развития   37 622 648   307 601
      1.2.2.   Азиатский Банк Развития   9 584 662   78 364
      1.2.3.   Европейский Банк Реконструкции и Развития   14 563 816   119 073
      1.2.4.   Исламский Банк Развития   4 384 811   35 850
      1.2.5.   Саудовский  Фонд Развития   1 097 092   8 970
      1.2.6.   Кувейтский  Фонд Арабского Экономического Развития   1 670 024   13 654
      1.2.7.   Фонд  Развития Абу-Даби   2 029 476   16 593
      1.2.8.   Японский  банк международного сотрудничества   67 374 900   550 854
      1.2.9.   Кредитное агентство Правительства Германии   2 792 556   22 832
      1.2.10.   Иностранные коммерческие банки   24 462 000   200 000
    2   Долг  Национального Банка  Республики Казахстан    867 530 700   7 092 884
  2.1. внутренний       867 530 700   7 092 884
2.2.   внешний       -   -
    3 Долг  местных исполнительных органов Республики Казахстан   90 363 578   738 808
3.1. перед Правительством Республики Казахстан    85 127 913   696 001
3.2. перед прочими  кредиторами    5 235 665   42 807
   II Гарантированный государством долг    69 431 329   567 667
    1 внутренний       4 411 111   36 065
    2 внешний       65 020 217   531 602
Всего государственный и гарантированный государством долг (I + II)   1 546 389 766   12 643 200

  Справочно:

  курс  доллара США на 30.06.2007г. -122,31 тенге

  Источник:

  Министерство  финансов Республики Казахстан, Национальный Банк Республики Казахстан

  Примечание:

  1 - без учета взаимных требований (долга местных исполнительных органов перед Правительством Республики Казахстан)2 - оценка долга подлежит уточнению по завершению процесса формирования и сверки базы данных по долговым обязательствам местных исполнительных органов

Информация о работе Государственный долг и пути его преодоления