Государственный долг и пути его преодоления

Автор: Анна *, 19 Августа 2010 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Быстро растущая задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угорозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
Глава 1 Государственный долг………………………………………..…..
1.1 Государственный долг и его формы…………………………..…..
1.2 Управление государственным долгом………………………..…...
Глава 2 Стратегия управления государственной задолженностью….....
2.1 Государственный долг Казахстана в настоящее время………….
2.2 Пути преодоления государственного долга………………...….…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………..
ПРИЛОЖЕНИЯ

Содержимое архива - 1 файл

го.долг.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.1 Данные о лимите правительственного долга в РК за 2004-2008 гг. 

 
Год
Сумма установленного лимита правительственного долга, тыс. тенге  
Заданная  дата
Законодательный акт, которым установлена сумма  лимита
 
2008
 
1 113 000 000
 
31.12.2008
Закон РК от 6.12.2007 № 8-4 О республиканском бюджете на 2008 год
 
2007
 
782 000 000
 
31.12.2007
Закон РК от 8.12.2006 года № 194-3 О республиканском бюджете  на 2007 год 
 
2006
 
787 000 000
 
31.12.2006
Закон РК от 22.11.2005 года № 88-3 О республиканском бюджете  на 2006 год
 
2005
 
750 000 000
 
31.12.2005
Закон РК от 2.12.2004 года № 3-3 О республиканском бюджете  на 2005 год
 
2004
 
755 000 000
 
31.12.2004
Закон РК от 5.12.2003 года № 505-2 О республиканском бюджете  на 2004 год

 

    Долг Национального Банка Республики Казахстан.

     Законом «О государственном заимствовании и долге» дано определение долга Национального Банка Республики Казахстан, это – сумма полученных и непогашенных Национальным Банком Республики Казахстан государственных займов, а также отнесенных законодательными актами на долг Национального Банка Республики Казахстан долговых обязательств на определенную дату. В этом же законе также дано определение «лимита внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан», это – планируемая фиксированная сумма полученных и непогашенных внешних займов Национального Банка Республики Казахстан, которую не должен превышать фактический внешний долг Национального Банка Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Лимит внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения Национальным Банком программных займов от международных финансовых организаций. [2] Золотовалютные активы Национального Банка Казахстана создаются и используются для обеспечения внутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге и состоят из:

      - аффинированного золота;

      - валютных ценностей, хранящихся  в Национальном Банке Казахстана;

      - простых и переводных векселей в иностранной валюте;

      - ценных бумаг, выпущенных и  гарантированных иностранными правительствами или международными финансовыми организациями;

      - других внешних активов, деноминированных  в иностранной валюте, при условии обеспечения ликвидности и сохранности таких активов.

     Отдельно хотелось бы отметить, что в настоящее время Республика  Казахстан является членом следующих международных финансовых организаций:

     1. Международный валютный фонд (МВФ);

     2. Международный банк реконструкции  и развития (МБРР);

     3. Международная финансовая корпорация (МФК);

     4. Международная ассоциация развития (МАР);

     5. Многостороннее агентство гарантии  инвестиций (МАГИ);

     6. Международный центр по урегулированию  инвестиционных споров (МЦУИС);

     7. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);

     8. Азиатский банк развития (АБР);

     9. Исламский банк развития (ИБР). [19]

     В соответствии с Законом «О членстве Республики Казахстан в Международном валютном фонде, Международном  банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантии инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития» Национальный Банк Республики  Казахстан:

    – уполномочен привлекать средства МВФ в форме их покупки, а также обеспечивать выплату от имени Республики Казахстан МВФ сумм согласно условиям и положениям резолюций, относящихся к членству Республики Казахстан в МВФ, и Статей соглашения МВФ, а также осуществлять платежи в связи с участием Республики Казахстан в деятельности Департамента специальных прав заимствования МВФ;

    – по согласованию с Правительством РК, вправе привлекать займы от других международных организаций, определять финансовые условия привлечения займов и самостоятельно заключать соглашения по таким займам;

    – уполномочен в соответствии со Статьями соглашения МВФ выпускать любые непередаваемые долговые обязательства без вознаграждения, которые могут быть необходимы или соответствовать членству Республики Казахстан в МВФ;

    – выступает в качестве финансового органа Республики Казахстан  согласно требованиям статьи V раздела 1 Статей соглашения МВФ;

    – уполномочен выполнять от имени Республики Казахстан все операции и сделки, предусмотренные положениями Статей соглашения МВФ;

    – назначается в качестве депозитария всех авуаров в национальной валюте Республики Казахстан, а также других активов МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, согласно соответствующим статьям соглашений, соглашениям об учреждении, конвенциям или Учредительному договору;

    – осуществляет переводы сумм, подлежащих выплате Республикой Казахстан или Республике Казахстан при осуществлении операций и сделок, предусмотренных положениями статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР, Конвенции об учреждении МАГИ, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР, Учредительного договора ИБР;

    – совместно с Правительством Республики Казахстан предпринимает необходимые меры по вопросам, возникающим при выполнении обязательств Республики Казахстан. [9]

     Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан.

     В соответствии с Законом «О бюджетной системе» долг местного исполнительного органа – это сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа, а также отнесенных решениями местного представительного органа на долг местного исполнительного органа долговых обязательств на определенную дату. [3] Точно также как в случае с Правительством и Национальным Банком Республики Казахстан Законом О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита долга местного исполнительного органа», это – планируемая в местном бюджете на соответствующий год фиксированная сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа, которую не должен превышать фактический долг местного исполнительного органа на заданную дату (на конец отчетного периода). [2]

     23.01.2002 года утверждены «Правила погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии». Эти правила устанавливают порядок планирования, осуществления погашения и обслуживания займов Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии из республиканского и местных бюджетов. Процедуры планирования, осуществления погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов едины для займов, привлеченных путем заимствования на внутреннем и внешнем рынках ссудного капитала в форме заключения соглашений (договоров) о займе, либо эмиссий государственных эмиссионных ценных бумаг. [10]

     Что же касается настоящего  времени, то на данный момент Государственный долг Казахстана достиг беспрецедентной цифры – 9 миллиардов долларов США, или 1,1 триллиона тенге (Приложение 1). [19] Это на 3,5 миллиарда долларов больше, чем в прошлом году        (Приложение 2). [19] В то же время валовой внешний долг (ВВД) республики в 1 квартале 2008 года продемонстрировал небольшой по сравнению с предыдущими кварталами рост в $2,3 млрд. и составил $98,7 млрд. Об этом сообщил Национальный банк РК.

     Увеличение ВВД в этот период произошло в основном за счет заимствования секторов, включающего небанковские финансовые корпорации, нефинансовые корпорации, а также домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства с приростом на $3,1 млрд., в банковском секторе наблюдалось уменьшение на $0,8 млрд. Внешние обязательства Правительства Казахстана выросли на $74 млн. и достигли $1,6 млрд. Внешние обязательства сектора «Органы денежно-кредитного регулирования» остались на уровне начала года - $0,1 млрд.

     Крупными кредиторами Казахстана являются предприятия специального назначения, зарегистрированные большей частью в Нидерландах. Обязательства перед кредиторами из этой страны самые значительные, за первый квартал этого года они составили $36,2 млрд. Также крупными заемщиками для Казахстана остаются Великобритания – $12,7 млрд. и США – $7,7 млрд.

     Отмечается Нацбанком и улучшение по сравнению с 4-м кварталом 2007 года относительных параметров внешнего долга, традиционно рассматриваемых в качестве индикаторов платежеспособности страны в средне-долгосрочной перспективе. В частности, отношение внешнего долга к ВВП, которое в последние годы было достаточно высоким, достигло 89,5% против 92,3% на конец 2007 года. Отношение ВВД к экспорту товаров и услуг тоже улучшилось и составило 170,6% (185,7% на 31 декабря 2007 года).

     В целом же на конец марта внешние активы страны в долговых инструментах оценивались в $75,1 млрд., то есть чистый внешний долг Казахстана на отчетную дату составил $23,6 млрд. ($26,8 млрд. на 31 декабря 2007 года). При этом чистый долг банков остался в объеме $24,1 млрд., чистый долг других секторов составил $34,7 млрд. По сектору госуправления и Нацбанка внешние активы превысили внешний долг на $36,4 млрд. ($32,2 млрд. на 31 декабря 2007 года). [15]

     Обязательства перед международными финансовыми организациями (Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Исламский банк развития) составили 34,4% от общего объема правительственного внешнего долга правительствами иностранных государств (Япония, ФРГ, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ) – 34,9 %, иностранными коммерческими банками – 11,2%, по облигационным займам – 19,5%.

     В Нацбанке назвали причину увеличения внешнего займа – казахстанские банки в последнее время активно берут в долг большие суммы у зарубежных финансовых источников, которые привлекают их своими низкими процентными ставками. Однако, эти долги государственными не считаются. Долговые обязательства организаций банковского и других секторов, где контрольный пакет акций (долей) принадлежит государству, не входят в систему бюджетных отношений республики. Соответственно долги национальных компаний, институтов развития, акционерных обществ с преобладающим участием государства, а также долги банков второго уровня не входят в состав государственного долга. Поэтому привлекаемые ими займы относятся к категории негосударственных, и долг этих субъектов учитывается в оценке валового внешнего долга страны, которую осуществляет Национальный банк. [19] 

     2.2 Пути преодоления государственного  долга Республики Казахстан 

     Основными задачами по управлению государственным долгом являются:

   – сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

  – оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

   – оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

   – рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

   – повышение эффективности использования заемных средств. [12]

     Существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Республики Казахстан и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

   – разработку и принятие закона о внесении в Бюджетный кодекс Республики Казахстан по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

   – разработку и принятие закона о государственном долге Республики Казахстан;

   – создание единой базы данных по государственному долгу Республики Казахстан;

   – разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Республики Казахстан;

   – разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики. [17]

Информация о работе Государственный долг и пути его преодоления