Государственный долг и пути его преодоления

Автор: Анна *, 19 Августа 2010 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Быстро растущая задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угорозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
Глава 1 Государственный долг………………………………………..…..
1.1 Государственный долг и его формы…………………………..…..
1.2 Управление государственным долгом………………………..…...
Глава 2 Стратегия управления государственной задолженностью….....
2.1 Государственный долг Казахстана в настоящее время………….
2.2 Пути преодоления государственного долга………………...….…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………..
ПРИЛОЖЕНИЯ

Содержимое архива - 1 файл

го.долг.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА 

  на  тему "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И  ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ"

         
 
 
 
 
 

                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3-4
Глава 1 Государственный долг………………………………………..….. 5-11
     1.1 Государственный долг и его  формы…………………………..….. 5-9
     1.2 Управление государственным долгом………………………..…... 9-11
Глава 2 Стратегия управления государственной  задолженностью…..... 12-18
     2.1 Государственный долг Казахстана  в настоящее время…………. 12-16
     2.2 Пути преодоления государственного  долга………………...….… 16-18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…… 19
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...………….. 20
ПРИЛОЖЕНИЯ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Быстро растущая задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой   даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угорозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.

     Цель данной курсовой работы  – исследование сущности государственного  долга и анализ путей его  преодоления.

     В своей работе я рассматриваю  проблемы государственного долга,  теоретические аспекты и практическое проявление их в казахстанской экономике в настоящее время.

     Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга – одна из наиболее актуальных задач экономической  политики не только Казахстана, но и других стран.

     Что необходимо предпринять,  для того чтобы вытащить наше государство из глубокой долговой ямы? Думаю, этот вопрос ставил перед собой  не один кабинет министров Республики Казахстан. И грамотные эксперты не один год решают данную проблему. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной платежеспособности наших должников из развивающихся стран и стран СЭВа, а с другой — по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания валютной задолженности западным кредиторам.  

     Весь мир живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков, несмотря на все-таки еще ощутимое сохранение их изолированности.

     В первой половине 1998 года восточно-азиатский кризис привел к падению мирового производства примерно на 1%, что составляет почти 260 млрд. долл. и эквивалентно годовому доходу всех африканских стран к югу от Сахары.

     Неравномерность экономического развития является символом уходящего ХХ века, и в этом смысле долговые проблемы отдельных регионов являются главным тому доказательством.

     С начала 90-х гг. мировая экономика уже страдала от дефляции – из-за американского долга, затем из-за неурядиц в европейской валютной системе в 1992-1993 гг., после этого из-за мексиканского кризиса 1994-1995 гг. и, наконец, из-за азиатских потрясений в 1997-1998 гг. И каждый раз во время всех этих негативных явлений крах принято было объяснять ошибочной внутренней политикой. Между тем поступательное экономическое развитие и активность финансовых рынков уже не так связаны с уровнем благосостояния и ростом занятости, а во многом зависят от спекулятивных и биржевых операций.

     В экономической литературе тема  государственного долга Казахстана  является дискуссионной. Единой  методики оценки долгового бремени  и его влияния на экономику  Казахстана не существует; предложения  по оптимизации величины внешней и внутренней задолженности также различны.

     При написании курсовой работы  использовались Бюджетный кодекс  Республики Казахстан, нормативно-правовые  акты, регулирующие отношения государственных  заимствований и государственной  задолженности, учебные пособия  по международным экономическим отношениям и теории финансов известных экономистов, таких, как Авдокушин Е.Ф., Ливенцев Н.Н., Сидорович А.В., Черник Д.Г., Дробозина Л.А., Родионова В.М. и ряд других, а также статьи из журналов «Мировая экономика и международные отношения», «Вопросы экономики», «Деньги и кредит», «Финансы». 
 
 

     Глава 1 Государственный долг 

     1.1 Государственный долг и его формы 

     В соответствии со статьей 194 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года № 548:

     «Государственный долг – сумма на определенную дату полученных (освоенных) и не погашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов.  
Государственный долг включает в себя внутренний и внешний государственный долг.

     Внутренний государственный долг – составная часть государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательств Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед займодателями-резидентами Республики Казахстан.

     Внешний государственный долг – составная часть государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан перед заимодателями-нерезидентами Республики Казахстан». [1]

     Основными причинами образования  государственного долга являются  дефицит бюджета и наличие  свободных денежных средств у  физических и юридических лиц. [16]

     Государственные долговые обязательства  Республики Казахстан могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Республики Казахстан, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Казахстан;
  • договоров и соглашений о получении Республикой Казахстан бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Казахстан;
  • договоров о предоставлении Республикой Казахстан государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Республики Казахстан, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Казахстан прошлых лет. [1]

     Долговые обязательства Республики  Казахстан могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения. [1]

     Государственный долг можно классифицировать  по различным критериям. По  валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний: долги в тенге относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга – как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Республики Казахстан включаются:

  – объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным Республикой  Казахстан;

  – объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных  государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. [1]

     В объем государственного внутреннего  долга Республики Казахстан включаются:

  – основная номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам;

  – объем основного долга по кредитам;

  – объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

  – объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным Республикой  Казахстан. [1]

     Государственный долг также делится  на капитальный и текущий.

     Капитальный долг – вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.

     Текущий долг – это расходы  по выплате доходов и погашению  обязательств. [16]

     По уровню управления государственный  долг делится на:

– государственный  долг Республики Казахстан;

– государственный  долг субъекта Республики Казахстан (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);

– муниципальный  государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).

     Рассмотрим подробнее категорию внутреннего долга. Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (государственным законом, законом субъекта государства или местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РК, если это снижает расходы по обслуживанию   государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Казахстаном, субъектами Республики или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.

     Для субъекта Республики этот  предел не должен превышать  30% доходов бюджета на текущий  финансовый год без учета финансовой  помощи из государственного бюджета  и заемных средств, привлеченных  в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.

Информация о работе Государственный долг и пути его преодоления