Философия Древнего Китая

Автор: Акулич Светлана, 19 Августа 2010 в 14:20, реферат

Краткое описание

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Особенности развития философии Китая………………………………….4
2. Школы в Китайской философии……………………………………………5
3. Великие философы Китая…………………………………………………...7
3.1. Лао-цзы……………………………………………………………...…7
3.2. Конфуций…………………………………………………………..…10
3.3. Чжуан-цзы…………………………………………………………….12
3.4. Мао-цзы……………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………...19

Содержимое архива - 1 файл

Реферат по философии.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Северный  филиал

Российский  государственный университет инновационных  технологий и предпринимательства 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине: философия

на тему: “Философия Древнего Китая” 
 
 

Выполнила:

Студентка  гр.И721

Акулич  С.И.

Проверила:

Виснап  Н.Е 
 
 
 
 
 

Великий Новгород

2009 год

 

                  СОДЕРЖАНИЕ: 
             
             

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Особенности развития философии Китая………………………………….4
  2. Школы в Китайской философии……………………………………………5
  3. Великие философы Китая…………………………………………………...7

    3.1. Лао-цзы……………………………………………………………...…7

    3.2. Конфуций…………………………………………………………..…10

    3.3. Чжуан-цзы…………………………………………………………….12

    3.4. Мао-цзы……………………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

 Введение 

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго  тысячелетия до н. э. в государстве  Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

      В эпоху Шан-Инь и в начальный  период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.

      Важнейшим элементом древнекитайской религии  был культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.

      В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа - инь и ян, которые занялись упорядочением мира.

      В мифах о происхождении Вселенной  налицо смутные, робкие зачатки натурфилософии.

      Мифологическая  форма мышления, как господствующая, просуществовала вплоть до первого  тысячелетия до н. э.

      Многие  мифологические образы переходят в  позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. “Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной истории”. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения.

      Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении  и история древнекитайской философии.

      Философия Древнего Китая тесно связана  с мифологией. Однако эта связь  имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.

      Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.

        
 

1. Особенности развития  философии в китае. 

В развитии философской мысли Древнего Китая следует отметить два этапа: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этап расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э. Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и “Сражающихся Царств”. Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.

      Другая  особенность развития китайской  философии связанно с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование.

      Философия и естествознание существовали в  Китае, как бы отгородившись друг от друга не проходимой стеной, что  нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, призираемое официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей оставались древнее наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.

      Этот  взгляд возник в Древнем Китае  на рубеже VI и V веков и просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день руководствуется этими идеями.

      Таким образом оторванность китайской  философии от конкретных научных  знаний сузило ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.

      Обособленность  древнекитайской философии от естествознания и неразработанность вопросов логики являются одной из главных причин того, что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайских школ метод логического анализа остался фактически неизвестным.

      Наконец, для китайской философии была характерно тесная связь с мифологией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. школы в китайской философии. 

      В “Ши цзи” (“Исторические записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть школ: “сторонники учения об инь и ян” натурфилософы), “школа служилых людей” (конфуцианцы), “школа моистов”, “школа номиналистов” (софисты), “школа законников” (легистов), “школа сторонников учения о дао и дэ” - даосистов.

      Позже, на рубеже нашей эры, эта классификация  была дополнена еще четырьмя “школами”, которые, однако за исключением цзацзя, или “школы эклектиков”, собственно, к философии Китая не имеют отношения. Одни школы названы по характеру общественной деятельности основателя школы, другие - по имени основателя учения, третьи - по главным принципам понятия этого учения.

      Вместе  тем, несмотря на всю специфику философии  в Древнем Китае, отношение между  философскими школами сводилось  в конечном итоге к борьбе двух основных тенденций - материалистической и идеалистической, хотя, конечно, нельзя представить эту борьбу в чистом виде.

      На  ранних этапах развития китайской философии. Например даже во времена Конфуция и Мо-цзы, отношение этих мыслителей к основному вопросу философии  не выражалось прямо. Вопросы о сущности человеческого сознания т его отношения к природе, материальному миру не были определены достаточно четко. Зачастую во взглядах тех философов, которых мы относим к материалистам, содержались значительные элементы религиозных, мистических представлений прошлого и, наоборот , мыслители, которые в целом занимали идеалистические позиции, отдельным вопросам давали материалистическое толкование.

      Одно  из важных мест в борьбе идей в течение  VI-V вв. до н. э. занимал вопрос о небе и первопричине происхождения всего сущего. В это время понятие неба включало и верховного владыку (Шан-ди), и судьбу, и понятие первоосновы и первопричины всего сущего и одновременно было как бы синонимом естественного мира, “природы”, окружающего мира в целом.

      Все свои помыслы, чаяния и надежды обращали древние китайцы к небу, ибо, по их представлениям, от неба (верховного) зависели и личная жизнь, и дела государства, и все природные явления.

      От  огромной роли неба в жизни древних  китайцев, их вере в его могущество говорят многие страницы не только “Ши цзин”, но и “Шу цзин”.

      Упадок  господства наследственной аристократии выразился в упадке веры во всесилие неба. Прежний чисто религиозный  взгляд на небесный путь стал заменятся  более реалистичным взглядом на окружающую человека Вселенную - природу, общество. Однако основу всех религиозных суеверий составлял культ предков, ибо этот культ родословную древнекитайского государства.

      Социально-этические  проблемы были главенствующими в  философских размышлениях китайцев.

      В Китае в отличие от Древней  Греции космогонические теории выдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечного многообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения первоосновы государства и власти правителя.

      Одно  из главных мест в социально-политических и этических воззрениях древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества и эффективного управления государством. Конфуцианство, выражавшее по преимуществу интересы родовой знати, господство которой приходило в упадок , подвергалось серьезным ударам со стороны “новых богатеев” из числа зажиточных общинников, купцов и т. д.

      Конфуций  ставил перед собой двоякую цель:

  1. упорядочить отношение родства среди самой родовой знати, упорядочить ее взаимные отношения, сплотить родовую рабовладельческую аристократию перед лицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими” людьми.
  2. обосновать идеологически привилегированное положение родовой знати

      Конфуций  осудил тех, кто привлекал к власти чужих людей и отстранял своих  родственников. И по его мнению это  ослабляло господство наследственной аристократии.

      Мо-цзы  выступил против наследования власти по принципу родства. Впервые в истории Китая он выдвинул теорию происхождения государства и власти на основе общего договора людей, согласно которому власть вручалась “самому мудрому из людей” независимо от его происхождения. Во многом взгляды Мо-цзы на государство перекликаются с идеями Платона, Эпикура, Лукреция.

Информация о работе Философия Древнего Китая