Исторические формы демократии

Автор: Матащук Екатерина, 16 Августа 2010 в 22:30, реферат

Краткое описание

Со времен известного французского историка, социолога и политического деятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и закономерно приведет человеческое общество к демократии. Демократия представлялась естественным и неизбежным состоянием, которое немедленно наступит вне зависимости от содействия или противодействия отдельных индивидуумов или групп людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие демократии…………………………………………………………...4
2. Исторические формы демократии……………………………………………5
3. Современные теории демократии…………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………...15

Содержимое архива - 1 файл

реферат по социологии.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

     Весьма  близка по своему основному содержанию к коллективистской теории разработанная  в 20-ые гг. М. Вебером концепция плебисцитарной демократии. К ее созданию Вебера привело осознание необходимости обеспечить контроль общества над узурпировавшим рычаги власти и управления бюрократическим аппаратом. На вопрос о том, можно ли решить данную проблему посредством демократизации, за счет повышения уровня участия народных масс в политике, немецкий социолог отвечал отрицательно. Во-первых, массы не способны к квалифицированному и компетентному принятию политических решений. Во-вторых, массовая политизация приведет к созданию крупных организаций (политических партий, профсоюзов), которые затем неизбежно бюрократизируются и попадут под контроль чиновников. Поэтому решить проблему контроля над бюрократией может лишь выдвижение (выбор народом) яркого харизматического лидера, получающего в свое распоряжение неограниченные властные полномочия и заставляющего чиновников служить обществу. Такая демократия, по Веберу, выходит за формально-правовые рамки: "Демократия, это когда народ выбирает лидера, которому он доверяет. После этого избранный народом лидер говорит: " А теперь замолчите и подчиняйтесь мне". Ни народ, ни партии не должны вмешиваться в то, что он делает". Однако подобная демократия означает на практике не что иное, как вождизм и авторитаризм. В то же время и в современную эпоху высказываются весьма сходные с веберовскими идеи. Можно вспомнить, например, концепцию "делегируемой демократии" аргентинского политолога Г. О. Доннела, суть которой сводится к тому, что в переживающих процесс модернизации странах "Третьего мира" народ должен передать неограниченные (правом, парламентом, партиями, и т.д.) полномочия лидеру, осуществляющему преобразования. Таким образом, и здесь речь идет лишь об авторитарном модернизационном режиме, поскольку демократия - это не только власть и воля народа, но и уважение к определенным законом процедурам и правилам.

     Коллективистской  и сходным с ней теориям демократии противостоит т.н. плюралистическая теория (Г. Ласки, Д. Труман, Е. Фраенкель, Р. Даль), которая рассматривает ее (демократию) как результат компромисса между различными силами в обществе.

     Основные  же положения плюралистической теории демократии могут быть сведены к следующему:

     1) Главным субъектом политики является  не весь народ в целом, а  различные социальные группы, так как именно в их рамках формируется политическое сознание и именно через них происходит участие индивида в политике;

     2) Сущность политики - борьба различных  групп за власть; при этом ни  одна из них не может завладеть  ею полностью, что делает необходимыми  компромиссы;

     3) Демократия - не власть народного  большинства, а результат баланса  сил или соглашения групп по формированию власти и выработке политики;

     4) Минусы плюралистической теории  демократии состоят в том, что  она не принимает во внимание  того факта, что в современных  странах Запада к заинтересованным группам (которые она считает субъектом политики) относится не более 1/3 населения, а степень влияния различных групп на власть и жизнь общества неодинакова: среди них есть более сильные и более слабые.

     Учесть  эти вышеназванные минусы плюралистической теории стремится т.н. репрезентативная или представительная теория демократии. Одним из наиболее известных ее представителей является известный немецкий социолог Р. Дарендорф, классик такого значительного направления в социологии, как конфликтология; последняя изучает конфликты, возникающие в современном обществе.

     С точки зрения Дарендорфа, демократия - это не правление народа, так  как такого в полном смысле слова  никогда не было и не может быть, поскольку весь народ не может  править и принимать решения.

     Поэтому демократию можно определить как  правительство, избираемое и смещаемое народом и проводящее от его имени определенный курс. Главным же воплощением такой представительной демократии является парламентаризм, т.е. система правления с сильным парламентом и ответственным перед ним правительством.

     К этой теории близка по сути т.н. элитарная теория демократии, рассматривающая ее как борьбу за власть элитных групп, выражающих разнообразные социальные интересы. Так, в частности, понимали демократию выдающийся немецкий социолог М.Вебер и известный американский экономист и социолог Й.Шумпетер.

     С точки зрения данного подхода, цель демократии - не упразднение элиты (это бессмысленно и опасно), а выдвижение в нее наиболее ответственных и компетентных деятелей, представляющих интересы общества. Но тогда получается, что демократия - это форма аристократии (т.е. правление немногих). Но в чем же тогда суть самой демократии?

     Таким образом, все рассмотренные нами выше теории содержат в себе определенные недостатки и не предлагают ясного и непротиворечивого понимания демократии. Возможно, что в этом случае наиболее полное и четкое толкование демократии будет содержать подход, синтезирующий все эти теории.

     В соответствии с ним, демократия –  явление многогранное, и является сочетанием элементов прямого народовластия  в форме голосования, референдума и участия в работе органов самоуправления (в этом отношении права коллективистская теория демократии), народного представительства (в форме выборных институтов власти), опирается на согласование и баланс интересов разнообразных социальных групп (о чем говорит плюралистическая теория) и на законодательное закрепление индивидуальных прав и свобод личности.

     Все это – так называемые сущностные признаки демократии, т.е. без них  ее нет. Кроме них, существуют и некоторые  внешние признаки демократии (свобода слова, объединений, всеобщее избирательное право, и т.п.), справедливо указанные в эмпирической теории.

 

Заключение

     Анализ  современных теоретических концепций  демократии показывает многообразие подходов к определению и характеристике демократии, что, безусловно, связано с реальным многообразием ее практических, форм существования, а также идеолого-мировоззренческими позициями исследователей. Есть в рассмотренных теориях и общее. Демократия представляется в основном как определенный образ политического общества и даже всей конкретной общественной системы. Каждое из направлений носит концептуально-нормативный характер, т.е. характеризует тот или иной вид демократии в идеале.

     Именно демократия является сегодня единственной и наиболее оптимальной формой политического согласования и обеспечения разнообразных интересов и гарантии основополагающих прав граждан в сложносоставных обществах. В тех странах, где элиты и рядовые граждане стремятся к соблюдению прав человека, где высок авторитет закона, где люди пытаются с пониманием относиться к интересам других народов, там демократия может буквально преобразить их повседневную жизнь, открыв дорогу к материальному и социальному благополучию.

 

      Список литературы

  1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.
  2. Даль Р. Введение в теорию демократии. - М., 1992.
  3. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. – М.: ПРИОР, 1997. – 368 с.
  4. Политический словарь / Под ред. В. Ф. Халигова. – М.: Высшая школа, 1995. – 192 с.
  5. Политология: Справочник студента. / Пугачев В. П. – М.: СЛОВО: АСТ, 1999. – 576 с.
  6. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 448 с.

Информация о работе Исторические формы демократии