Судебные органы в системе государственного управления Великобритании

Автор: Татьяна Антипенко, 15 Августа 2010 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Изучение судебных органов в системе государственного управления является актуальным вопросом, так как судебные решения составляют систему “общего права”, они затрагивают главным образом права и свободы граждан, а также отношения различных государственных органов.

Содержимое архива - 1 файл

Курсовая 1.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

     Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения. После назначения премьер-министра королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.

     Если  премьер - министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его приемник назначается королевой  после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер - министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует новый кабинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер - министра, то с 1783 г. монархи ею не пользовались[4 – 141 с].

     Должность премьер-министра возникла как результат  конституционного соглашения. До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются неписанным правом, а также зависят от политических обстоятельств.

     Согласно  обычаю, премьер-министр носит титул  первого лорда казначейства, а  с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. Премьер-министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляет руководство их деятельности, а так же руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях. Премьер-министр устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет их общую политическую стратегию, руководит работой комитетов, дает рекомендации монарху относительно состава кабинета, решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета. Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер-министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета. Безусловно, признается, что он вправе вмешиваться в любую область правления. Практика свидетельствует, что премьер-министр играет ведущую роль прежде всего в области внешних отношений, экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни.

     Премьер - министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает  высших чиновников государства, созывает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир.

     В отличие от других стран, внутри правительства  Великобритании формируется и действует  кабинет министров с более  узким составом. Таким образом, термины  “ правительство “ и “ кабинет  “ не равнозначны. В правительство  входят все министры, тогда как кабинет - это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль.

     Что касается состава кабинета, то он определяется лично премьер - министром, и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. Премьер - министр группирует вокруг себя несколько министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств[5 – 83 с].

     Работа  кабинета организуется аппаратом, в  который входят ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарата может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер - министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II  Роль судебной системы Великобритании в государственном управлении 

2.1 Верховные суды Великобритании 

     Несмотря  на многочисленные реформы судебной системы, она отличается чрезвычайной сложностью. Юристы всегда уделяли  особое внимание деятельности высоких  судов, поскольку они не только рассматривают конкретные дела, но создают прецеденты. В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд. Высшая судебная инстанция в Соединенном Королевстве - Палата лордов. Она принимает к рассмотрению апелляции, главным образом по вопросам права, на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также только по гражданским делам - Шотландии. От имени Палаты лордов дела рассматриваются судом Палаты лордов, который состоит из возглавляющего его лорда-канцлера, «ординарных лордов по апелляции» и тех пэров - членов Палаты лордов, которые в прошлом занимали высшие судебные должности, в том числе все бывшие лорды-канцлеры. «Ординарные лорды по апелляции» назначаются в Палату лордов из опытных юристов, как правило, членов Апелляционного суда. Принято, чтобы двое из них были шотландскими юристами. Их число составляет от 7 до 11 человек. Дела в суде Палаты лордов от имени всей Палаты рассматривают не менее трех лордов, каждый из которых выступает с речью. Принятое большинством голосов заключение суда Палаты лордов передается в суд, вынесший обжалованное постановление, который и выносит окончательное постановление по делу в соответствии с рекомендациями Палаты лордов [6 – 185 с].

     Верховный суд Англии и Уэльса, возглавляемый  в качестве председателя лордом-канцлером, включает в себя три самостоятельных  судебных учреждения - Апелляционный  суд, Высокий суд и Суд короны. Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений  и рассматривает в коллегиях из трех или более судей апелляции на постановления других судов. В него входят лорд-канцлер, бывшие лорды-канцлеры, лорд - главный судья (возглавляет гражданское отделение) и другие высшие судебные деятели, а также до 18 лордов - апелляционных судей. Высокий суд имеет три отделения - королевской скамьи, канцлерское и семейное. В него входят лорд-канцлер и другие высшие судебные деятели, а также до 80 рядовых судей. Отделение королевской скамьи занимается, главным образом, рассмотрением по первой инстанции наиболее сложных гражданских дел и апелляций на приговоры магистратских судов по уголовным делам. На правах составных частей Отделения королевской скамьи самостоятельно функционируют Суд Адмиралтейства, в котором рассматриваются споры по морским перевозкам, столкновениям кораблей и возмещению связанных с этим убытков и т. п., и Коммерческий суд, которому подсудны многие споры торгового характера. Канцлерское отделение рассматривает, чаще всего в качестве суда первой инстанции, гражданские дела, связанные с управлением имуществом, доверительной собственностью, деятельностью компаний, банкротствами и др. На правах одной из составных частей Канцлерского отделения функционирует Патентный суд, который рассматривает обращенные к нему ходатайства генерального контролера по вопросам патентов, дизайна и торговых марок. Семейное отделение занято в основном рассмотрением жалоб на решения магистратских судов по всем вопросам семейных отношений, в том числе развода, раздельного проживания супругов, выплаты алиментов, опеки и попечительства. Разбирательство дел по первой инстанции в отделениях Высокого суда проводится судьями единолично, рассмотрение апелляций - обычно в коллегиях из двух или трех судей. В Отделении королевской скамьи при определенных условиях дело может слушаться с участием присяжных[6 – 186 с].

     Суд короны, созданный в 1971 г. взамен ряда прежних судебных учреждений, рассматривает  по первой инстанции, обязательно с  участием присяжных (в других английских уголовных судах присяжных нет), дела о преследуемых по обвинительному акту, т. е. о более серьезных преступлениях, а также апелляции на приговоры и решения магистратских судов. Считающийся единым судом, Суд короны регулярно проводит заседания по своим округам, центры которых расположены в крупнейших городах Англии и Уэльса. Заседание суда присяжных проводится под председательством судьи с участием обычно 12 присяжных, но ныне допускается и участие в процессе 10 или 11 присяжных. Согласно Закону об уголовном правосудии 1967 г., вместо необходимого раньше единогласия присяжных для вынесения вердикта о виновности ныне допускается большинство голосов в 10 из 11 или 12 присяжных либо в 9 из 10 присяжных. Оправдательные приговоры, вынесенные судом присяжных, апелляционному обжалованию не подлежат. Если не требуется участие присяжных, дела в Суде короны рассматриваются судьями единолично. В качестве судей в Суде короны выступают судьи Высокого суда, окружные судьи (их должность учреждена в 1971 г. для пополнения судейского корпуса Суда короны и судов графств), а также рекордеры - юристы, исполняющие обязанности судей «по совместительству». Апелляционные жалобы судьи или рекордеры рассматривают с участием 2 - 4 мировых судей[2 – 175 с].

     Все названные суды относятся к категории  высших.  

2.2 Суды нижестоящей инстанции 

     Помимо  высоких судов в Англии действуют  разнообразные нижестоящие инстанции, к ним относятся суды графств и магистратские суды. Суды графств (их насчитывается свыше 350) - основные органы гражданского правосудия, в которых по первой инстанции рассматривается около 90% гражданских дел. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф. ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф. ст.) могут рассматриваться помощником судьи.  Границы района, в котором действует соответствующий суд графства, определяются лордом-канцлером. Он же вправе упразднять, объединять или учреждать новые суды графств. В каждом суде графства обычно имеется один или два постоянных судьи. Компетенция судов графств ограничена по сравнению с Высоким судом, также рассматривающим гражданские дела по первой инстанции, размерами исков, различающимися в зависимости от категории иска (например, до 5 тыс. ф. ст. по искам из договоров и деликтов). Дела в судах графств слушаются окружными судьями или рекордерами в большинстве случаев единолично либо же с присяжными, если судья удовлетворит заранее заявленное ходатайство об этом одной из сторон (число присяжных в суде графства - не менее восьми). Решения судов графств могут быть обжалованы в Апелляционный суд, но только с согласия суда, вынесшего решение, и, как правило, лишь по вопросам права либо допущения доказательств, а не по вопросам факта[2 – 178 с].

     Малозначительные  уголовные дела подлежат ведению  магистратов - простых граждан, на которых  возложена роль мировых судей. Их общее число около 20000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают. Магистратские суды рассматривают в суммарном порядке (без присяжных) основную массу уголовных дел (до 98% в год). Они могут приговаривать осужденных лишь к штрафу либо лишению свободы на срок, как правило, до шести месяцев. Если магистраты приходят к выводу, что обвиняемый заслуживает более сурового наказания, они передают дело на рассмотрение Суда короны. Магистраты проводят также предварительное слушание по делам, преследуемым по обвинительному акту. В ходе этих слушаний они решают вопрос, имеется ли достаточно доказательств для предания обвиняемого Суду короны. Гражданская юрисдикция магистратов крайне ограниченна и связана прежде всего с разбирательством споров о взыскании долгов и по некоторым вопросам семейного права. Магистраты, иногда по традиции называемые мировыми судьями (их насчитывается свыше 20 тысяч), в большинстве своем не являются профессиональными юристами и не обязательно имеют юридическое образование. Они рассматривают дела лишь в коллегиях, чаще всего из двух-трех человек. Особую, достаточно малочисленную группу составляют платные магистраты: они назначаются лишь из юристов и рассматривают дела единолично. Некоторые магистратские суды по решению собрания судей получают право рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних. В состав образуемого коллегией из трех таких судей суда по делам несовершеннолетних обязательно включается одна или две женщины-судьи. Этот суд рассматривает дела о правонарушениях, совершенных подростками и молодыми людьми в возрасте до 21 года [6 – 190 с].

     Наряду  с названными судами общей юрисдикции в Англии и Уэльсе имеются специализированные суды различной компетенции, некоторые  из которых носят название трибуналов, что подчеркивает, как правило, их второстепенное значение по сравнению с судами. В частности, в 1964 г. были учреждены промышленные трибуналы, состоящие из трех членов (под председательством профессионального юриста). Они рассматривают споры между предпринимателями и работниками, в том числе жалобы на неправильное увольнение, на отказ в выплате пособий по беременности и родам и т. п. Решения промышленных трибуналов могут быть обжалованы в Апелляционный трибунал по трудовым спорам, учрежденный в 1975 г. Он состоит из судей Высокого суда или Апелляционного суда и дополнительных членов трибунала - специалистов либо представителей предпринимателей и работников. Апелляционный трибунал рассматривает также жалобы на постановления административных органов относительно регистрации профсоюзов и по другим вопросам трудовых отношений[6 – 191 с].

     Особое  место среди учреждений специальной  юрисдикции занимает Суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы  предпринимательства, учрежденный  в 1956 г. Он рассматривает соглашения о ценах и условиях поставок товаров и услуг, с тем чтобы не допустить монополизации производства и торговли, а тем самым и искусственного удержания высокого уровня цен. Суд рассматривает иные жалобы на нарушения правил добросовестной торговой практики, а также разбирает просьбы об освобождении от налогообложения какого-либо вида товаров по соображениям общественного интереса. Суд состоит из трех судей Высокого суда, назначаемых лордом-канцлером, одного судьи Сессионного суда Шотландии, одного судьи Верховного суда Северной Ирландии, а также 10 других лиц, назначаемых на три года из специалистов по вопросам производства и торговли. Дела в нем обычно рассматривают коллегии из одного профессионального судьи и двух специалистов.

     В 1967 г. в Великобритании была учреждена Служба парламентского уполномоченного по делам администрации. С помощью своих сотрудников он проводит расследования по жалобам на действия правительственных учреждений, обычно после соответствующего обращения к нему члена Палаты общин. О результатах такого расследования парламентский уполномоченный докладывает обратившемуся к нему депутату и соответствующему правительственному учреждению, а в некоторых случаях - Палате общин[2 – 180 с].

Информация о работе Судебные органы в системе государственного управления Великобритании