Аристотель – энциклопедический ум античного мира

Автор: Роман Мандрыгин, 17 Августа 2010 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Современный мир – это сложная динамичная целостная система. Его правильное и всестороннее понимание невозможно без определённых философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность в развитии, в единстве всех её законов и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.

Содержание работы

Введение
1. Материя, формы, движение, причины, бог в метафизике Аристотеля.
2. Аристотель – основатель науки логики.
3. Проблемы этики. Влияние Аристотеля на мировую философскую мысль.
Заключение
Литература

Содержимое архива - 1 файл

Философия.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской   Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

"Хабаровская  государственная академия экономики  и права" 
 

ФАКУЛЬТЕТ «Менеджер»

КАФЕДРА Социально-гуманитарных наук 
 

Контрольная работа

ПО «ФИЛОСОФИИ»

Тема  № 6 
 
 

                                      Выполнил: студент 2-го курса

                               Группа № -ПМ(з)-91 Бир

                                  Специальность: Менеджер

Специализация: Менеджмент организаций

                                 № зач. Книжки: 0906066-з

                                                     ФИО Мандрыгин Роман Геннадьевич

                                       Адрес: 679000 г.Биробиджан,

                                                           ул. Пушкина 3, кв.21, тел: +79246420013

                 (42622) 2-05-38 
 

г. Биробиджан, 2010 
 
 
 
 
 

   Тема 6. Аристотель – энциклопедический  ум античного мира 

   Введение

   1. Материя, формы, движение, причины, бог в метафизике Аристотеля.

   2. Аристотель – основатель науки  логики.

   3. Проблемы этики. Влияние Аристотеля  на мировую философскую мысль.

   Заключение

     Литература 
 

 
 
 
 

Введение

     Современный мир – это сложная динамичная целостная система. Его правильное и всестороннее понимание невозможно без определённых философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность в развитии, в единстве всех её законов и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.

         Философская культура – важная составная часть общей культуры человека, формирование которой – насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм, умозрительных схем и в мышлении, и в практической деятельности. А потому надо уметь мыслить и действовать конструктивно-критически, творчески, созидательно, т.е. диалектически. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии.

         Слово философия в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Философия – это древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения.

         Начиная с античных времён, философия как учение о бытии и условиях его познания становится одним из видов профессиональной деятельности людей, специально посвятивших ей свою жизнь и творчество, – философов. Но профессиональная философия стала возможной лишь потому, что почти каждый человек в душе своей немножко философ.

     Аристотель  жил в 384–322 гг. до н. э. Родина Аристотеля – полис Стагира, расположенная на Северо-Западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией, от которой она зависела. Отец Аристотеля Никомах – придворный врач македонского царя Аминты, а сам Аристотель – сверстник сына Аминты, будущего македонского царя Филиппа.

        В 367 г. до н. э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем «Академии» Платона, где он пробыл двадцать лет, вплоть до смерти основателя «Академии» в 347 г. до н. э. Платон был намного старше Аристотеля. Он сумел разглядеть гениального юношу и высоко его оценить. Со своей стороны Аристотель высоко ценил Платона, однако уже в школе увидел уязвимые места платоновского идеализма. Позднее Аристотель скажет: «Платон мне друг, но истина дороже». Хотя в ранних сочинениях Аристотель полностью разделяет взгляды Платона, позднее платонизм будет подвергнут критике. 

1. Материя, формы, движение, причины, бог в метафизике Аристотеля.

      Главная собственно философское  произведение Аристотеля – «Метафизика». Аристотель никогда не называл свою философию метафизикой. Вообще во времена Аристотеля этого слова не было. Это неологизм, возникший, по-видимому, в первом веке до нашей эры. Когда Андронник Родосский систематизировал рукописи Аристотеля, то он поместил философские книги Аристотеля после книг по физике и, не зная, как их назвать, обозначил словами: «То, что после физики». «После» по–древнегречески мета. Так образовалось новое слово – «Метафизика», получившее со временем широкое распространение в философии. «Метафизика» Аристотеля – как бы полуфабрикат. Она сложилась стихийно из разных книг. Отсюда её неясности, противоречия и повторы. В метафизике четырнадцать книг.

      У Аристотеля нет никакой путаницы, когда надо выбирать между  категорией сущности и другими  категориями. Для него несомненно, что все девять категорий, начиная  со второй, обозначают то, что  самостоятельно вне вещей не существует. Он не путается между родами и видами: роды существуют лишь в видах. Для него нет проблемы, следовательно, в том, существует ли прекрасное само по себе, или в том, существует ли мебель как таковая. Как мебель, так и прекрасное само по себе, по Аристотелю, не существуют.

       Путаница же Аристотеля начинается  тогда, когда ему приходится  выбирать между единичной вещью  и её ближайшим видом. Между  данным столом и столом вообще (письменным, обеденным, кухонным  столом, если их принять за  ближайшие виды). Между данным человеком и человеком вообще (мужчиной, женщиной, ребенком, стариком, если это принять за ближайшие виды по отношению к этому человеку). Два критерия сущности у Аристотеля не совместимы. Он ищет компромисс между ними. Такой компромисс состоит в том, что он принимает за сущность не единичную вещь, ибо она не определима; не род, ибо он самостоятельно не существует; не качество или количество, ибо они также самостоятельно не существуют, а то, что уже определимо и что ближе всего к единичному, настолько к нему близко, что почти с ним сливается. Это и будет искомой в метафизике сущностью, названной «сутью бытия вещей».

        Аристотель так подытоживает  своё учение о первых началах  и высших причинах в метафизике: «О причинах речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия; другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третье-то, откуда идет начало движения; четвертый – причину, противолежащею названной, а именно то, ради чего существует вещь и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения)».

       При этом разъясняется, что суть  бытия – основание, почему  вещь такова, как она есть, основание,  восходящая, в конечном счете  к понятию вещи, как некоторой  причине и началу. Причина – источник, откуда берет своё первое начало изменение или успокоение. Кроме того, о причине говорится в смысле цели, а цель, это то, ради чего. Вещь обычно обладает всеми четырьмя причинами. Например, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и медь: первое – как источник движения, вторая – как материя. Скульптор, создавая статую, придает ей форму, которую он имел в голове как цель, определявшую все его действия – не стихийные, а целеустремленные, а в случае успеха при реализации цели в материале – и энтелехиальные. В деятельности человека присутствуют все четыре разновидности причин. Аристотель это подметил глубоко. Однако он этим не ограничился и уподобил мироздание человеческой деятельности, что стало уже проявлением антропоморфизма.

      Итак, не считая основного закона бытия, или начала всех аксиом, у Аристотеля четыре первоначала: 1) материальная причина, отвечающая на вопрос «Из чего?»; 2) формальная причина, отвечающая на вопрос» Что это есть?»; 3) движущая причина, отвечающая на вопрос «Откуда начало движения?»; 4) целевая причина, отвечающая на вопрос «Ради чего?».

    По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство «материи» и «формы». Форма нематериальна, но она не есть некая потусторонняя сущность, извне приходящая в материю. Так, медный шар есть единство вещества – меди – и формы – шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом.

        Противоположность «формы» и «материи», по Аристотелю, не безусловная. Медь есть «материя» по отношению к шару, который из нее отливается, но та же медь – «форма» по отношению к физическим элементам, соединение которых, по Аристотелю, составляет медь. Медь лишена «формы», поскольку меди еще не придана форма шара. И та же медь есть «возможность» формы, поскольку медник может внести в вещество меди эту форму. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма». С помощью этих положений о соотносительности материи и формы Аристотель пытался преодолеть роковую для платоновского идеализма пропасть между миром вещей и «видами».

       Согласно Аристотелю, в пределах мира чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход от «материи» к соотносительной ей «форме», от «формы» – к соотносительной ей «материи». Категории эти, как можно отметить, становятся у Аристотеля «текучими». Поднимаясь по лестнице «форм», мы, утверждает Аристотель, доходим, наконец, до высшей «формы», которую уже нельзя рассматривать как «материю» или как «возможность» более высокой «формы». Такая предельная «форма» есть перводвигатель, или бог, пребывающий вне мира.

      В то время как у Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего, У Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство «формы» и «материи». Таким образом, по Аристотелю, сущность вещи (ее «форма») неотделима от того, сущностью чего она оказывается. Если Платон утверждал, что чувственно воспринимаемые вещи не могут быть предметом познания, то для Аристотеля окружающий человека мир – это и есть то, что познается, изучается и благодаря чему достигается познание общего.

      Отношение между формой и материей углубляется и конкретизируется 
Аристотелем при помощи таких введенных им в философию понятий, как возможность и действительность. Эти понятия позволяют представить отношение материи и формы динамически, в движении. Оформляясь, материя переходит из состояния возможности в состояние действительности. Понятие возможности открывает перед Аристотелем большие перспективы. Оно, во-первых, диалектично.

       Так, первоаксиома, основной закон бытия и мышления, который запрещает противоречие на уровне действительности, на уровне возможности не действует: «В возможности одно и то же может быть вместе противоположными вещами, но в реальном осуществлении нет». Поэтому Гераклит был бы прав, если бы все что он говорит о единстве противоположного, он говорил как о существующем в возможности. Во-вторых, возможность – это второй смысл, в котором Аристотель допускает существование небытия. Материя может обладать формой, но может быть и лишена ее. В то же время, обладая той или иной формой, материя лишена всех остальных. Лишенность – это и есть небытие. Таким небытием и оказывается первая материя. В-третьих, диалектика возможности и действительности позволяет Аристотелю определить в самом общем виде движение, как изменение вообще: «Движением надо считать осуществление в действительности возможного, поскольку это – возможное».

      «Осуществление» выражается у Аристотеля древнегреческим словом 
«энтелехейа» (или «энтелехия»). Аристотелевское мировоззрение телеологично. В его мировоздании все процессы обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью. «Обусловленность через цель» существует, подчеркивает Аристотель, не только «среди поступков, определяемых мыслью», но и «среди вещей, возникающих естественным путем». При этом форму никто не создает, она вечна и вносится в соответствующую материю, которую форма определяет, выступая, таким образом, как цель, внутренне заданная той или иной последней материи, как программа ее дальнейшей структурализации.

        Цель – это также и благо: каждая стремящаяся реализоваться потенция стремится тем самым к своему благу. В понятии цели – «того, ради чего» – Аристотель находит третью, после материи и формы, причину всего сущего.               Четвертую, и последнюю, причину Аристотель определяет как движущую. Он говорит, что «всякий раз изменяется что-нибудь действием чего-нибудь и во что-нибудь». Говоря об источнике движения как движущей причине, Аристотель исходит при этом из догмы, согласно которой «движущееся вообще должно приводиться в движение чем-нибудь». Материя у Аристотеля пассивна. С другой стороны, философ допускает, что «сущность и форма, это – деятельность». 
       Однако эта деятельность не самодовлеющая. Она имеет источник в высшей сущности и форме. Это некий перводвигатель: «Чем вызывается изменение? 
Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К чему приводит изменение? К форме».

Информация о работе Аристотель – энциклопедический ум античного мира