Реформы здравоохранения. Как это понимать?

Автор: Максим Щербаков, 17 Августа 2010 в 17:51, реферат

Краткое описание

В рамках разрабатываемой концепции реформы здравоохранения не лишним будет определиться, что целью и критерием управления системой здравоохранения должно быть качество медицинской помощи. Прежде чем от-стаивать это предложение, хотелось бы договориться об определениях предме-та обсуждения, учитывая представления наших и зарубежных специалистов общественного здравоохранения.

Содержание работы

Введение. Реформы здравоохранения. Как это понимать?
В реформах - наше будущее
Выдержки из совещание экспертов “Стратегии реформирования здравоохранения в восточной Европе”
Первое совещание.
Планы на будущее
Здоровье - наше здоровье.
Национальная стратегия в области охраны здоровья
Приоритетные проблемы здоровья и здравоохранения
Другие принципиальные проблемы реформ здравоохранения
Основные направления государственной политики в области охраны здоровья
5. Заключение. Сетевые технологии в американском здравоохранении.
Литература.

Содержимое архива - 1 файл

Реформы в здравоохранении.rtf

— 153.48 Кб (Скачать файл)

   Именно такой подход позволит со временем сместить акценты с лечения больных на профилактику заболеваний и укрепление здоровья.

        II. ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

      Установление научно обоснованных приоритетов является лучшим способом рационального использования всех видов ресурсов. Надо учесть, что это - динамичный процесс, так как со временем приоритеты могут меняться. Это зависит также от целей - долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных - для страны, регионов и самой системы здравоохранения.

Исследования помогли выделить приоритетные проблемы развития здравоохранения на ближайшее десятилетия. К их числу отнесены:

  • формирование организационной структуры первичной медико-социальной помощи на принципе врача общей практики (семейного врача);
  • реорганизация скорой медицинской помощи;
  • реорганизация службы интенсивной терапии и реанимации путем повышения оперативной доступности к ней;
  • формирование этапной стационарной медицинской помощи по принципу больниц с различной интенсивностью лечебно-диагностического процесса;
  • совершенствование реабилитационной помощи, создание домов сестринского ухода;
  • внедрение системы оценки, контроля и обеспечения качества медицинской помощи.

Для достижения всех вышеперечисленных целей необходимо осуществить:

  • формирование соответствующей законодательной базы;
  • совершенствование подготовки медицинских кадров, системы научно-исследовательской деятельности и системы материально-технического и лекарственного обеспечения;
  • разработку адекватного информационного обеспечения;
  • создание мониторинга за ходом реформ, внедрение системы обязательного медицинского страхования по всей стране.

По каждому из отмеченных приоритетных направлений должны быть созданы и реализованы социальные федеральные программы.

III. ДРУГИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Кроме указанных приоритетных направлений, большое значение в настоящее время и на перспективу имеют два важных вопроса:

  • соотношение централизации и децентрализации в управлении здравоохранением;
  • соотношение различных форм собственности в здравоохранении.

   Основные точки зрения по первому вопросу сводятся к тому, что роль Минздрава России в проведении реформ на территориях должна усиливаться. А это значит: формирование долго- и среднесрочной политики и стратегии деятельности здравоохранения; реализация тактических задач в виде отраслевых программ; координация проводимых в регионах реформ; проведение единой кадровой политики; централизованные приобретения медикаментов; организация ликвидаций медицинских последствий чрезвычайных ситуаций.

   По второму вопросу следующие мысли. В настоящее время в мире сложились три основные модели здравоохранения: преимущественно государственное с элементами частной практики, преимущественно страховая медицина и смешанная модель. В современных условиях в качестве наиболее оптимального соотношения ВОЗ рекомендует такую пропорцию: госбюджет - 60%, медицинское страхование - 30%, платные услуги - 10%. К сожалению, Россия, по данным Всемирного Банка, расходует на здравоохранение намного меньше, чем это не только необходимо, но и возможно. Конечно, есть трудности объективного порядка. Так, идея становления частной медицины упирается в низкий уровень жизни населения, в неплатежеспособность пациентов.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

   Отмеченные направления можно представить в виде векторов реформ здравоохранения, т.е. путей перехода от сложившейся к перспективной модели. К их числу относятся:

  • от стационарной помощи к амбулаторной;
  • от специализированной помощи к общей;
  • от объема медуслуг к их качеству;
  • от роста числа врачей к качеству их работы;
  • от жестко централизованной системы управления к разграничению полномочий центра и регионов;
  • от лечения заболеваний к их профилактике;
  • от бесправности пациентов к их правам и обязанностям.

Для реализации отмеченных направлений необходима соответствующая законодательная база, которую также еще предстоит создать.  
 
 

Сетевые технологии в американском здравоохранении

      Представители администрации Клинтона обнародовали планы создания компьютеризированной сетевой системы регистрации и ведения историй болезней пациентов как основной части программы реформы системы здравоохранения в США, официально представленной президентом осенью прошлого года.

      Для уменьшения объемов бумажной документации и снижения расходов федеральное правительство намерено создать национальную информационную сеть с региональными центрами для передачи данных о пациентах. В рамках новых взаимоотношений органов здравоохранения с правительством страховые агентства и больницы, как ожидается, будут использовать сеть для совместной обработки информации об обращениях за медицинской помощью и о клинических данных.

      В связи с этим правительственные круги заинтересованы в установлении стандартов на форматы и средства защиты данных, а также обязательном внедрении их в будущем.

      Президент Клинтон в одном из своих выступлений назвал существующую систему здравоохранения "памятником бумажной технологии", напомнив о тысячах медицинских форм, используемых в США: "Мы сможем сэкономить значительные средства, если упростим эту систему. По новым правилам будет только одна стандартная форма". "Мы нуждаемся в стандартах для быстрого и эффективного обмена данными",- признал Майкл Фитцморис (Michael Fitzmaurice), руководитель научно-исследовательского отдела Министерства здравоохранения и социального обеспечения США.

      Фитцморис, который представлял планы администрации Клинтона на конференции ассоциации Electronic Industries Association (EIA), объявил, что стандарты на истории болезней пациентов, а также на системы регистрации их обращений за медицинской помощью, оплаты и перечисления денег в настоящее время проходят проверку. Специалист по маркетингу корпорации Electronic Data Systems Лиза Солцл (Lisa Salzl), участвовавшая в составлении отчета EIA относительно требований, предъявляемых к коммуникациям и компьютерам для федеральных пользователей, сообщила, что уже сейчас Управление по финансированию здравоохранения (HCFA), которое занимается обработкой обращений за медицинской помощью, приступило к составлению планов более широкого использования сетей в рамках реформы системы здравоохранения. "Исходным требованием будет автоматизация обработки традиционных страховых транзакций",- заявила Шанна Кос (Shannah Koss), помощник главы отделения управления и финансов. Но больницы и страховые агентства уже интересуются, во сколько обойдется обновление системы.

      Разумное здравоохранение Как отметил Клинтон в своем обращении к американскому народу, в будущем каждый гражданин США получит карточку системы национального здравоохранения, устанавливающую права доступа к средствам медицинской помощи. Карточка - будет ли она простая магнитная или "интеллектуальная" - должна содержать идентификатор владельца и информацию о нем. Однако в администрации продолжаются дебаты по поводу того, воспользоваться ли в этой карточке номером, имеющимся для каждого гражданина в системе социальной защиты (Social Security), или вводить отдельный идентификатор. "Существует боязнь объединения информации медицинского характера с другими данными, такими как прошения о закладных",- пояснил Фитцморис. Солцл отметила, что намерение HCFA внедрить единые компьютерные истории болезней пациентов связано с двумя проблемами: с созданием стандартов и ужесточением правил защиты информации о пациенте. Фитцморис подчеркнул, что необходимость соблюдения принципа врачебной тайны требует принятия нового законодательства, регламентирующего случаи использования информации о пациенте. По словам Роберта Вудcа (Robert Woods), помощника руководителя управления Information Resource Management, Министерство США по делам участников войны, которое управляет системой больниц в масштабах страны и оказывает множество других услуг, ежегодно теряет около 60 млн. долл. из-за неучтенных пациентов, таких как умершие ветераны. "При электронной системе перечислений эти деньги поступают на объединенный чековый счет, откуда их трудно получить обратно,- поясняет Вудс.- Если бы управление по социальной защите (Social Security Administration), располагающее исчерпывающими данными о гражданине, проинформировало министерство, отправка чека была бы приостановлена". Если изменения в системе здравоохранения будут осуществляться в соответствии с планом, то стандарты, судя по всему, станут обязательными. Как сообщил Деннис Штайнер (Dennis Steinauer), сотрудник Национального института стандартов и технологий, предполагается образовать национальную комиссию по здравоохранению, которая установит единые требования в области защиты информации о пациенте. Исходя из предполагаемой политики, отражающей существующий информационный кодекс, очевидна невозможность создания системы секретных данных, так как пациенты получат право на просмотр своих историй болезней, а информация будет собираться только для санкционированных целей.  
 
 
 
 
 

Литература. 

   
  1. В.Д. Селезнев, И.В. Поляков. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. Санкт-Петербург, 1996г.
  2. В.С. Лучкевич. Основы социальной медицины и управления здравоохранением, Санкт-Петербург, 1997г.
  3. В.С. Лучкевич, И.В. Поляков. Основы медицинского страхования в России. Санкт-Петербург, 1995г.
  4. Мир медицины, №6 за 1997 год, стр.21-23. Акулов В.Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования.
  5. И.В. Поляков, Т.М. Зеленская, П.Г. Ромашов, Н.А. Пивоварова. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1997.
  6. Кузьменко В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики, М., 1994.

Информация о работе Реформы здравоохранения. Как это понимать?