Методы поиска инновационных идей

Автор: Вера Мельничук, 10 Августа 2010 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

При поиске, планировании и реализации инноваций невозможно использовать высокоэффективный математический алгоритм. В ходе данной работы сталкиваются с массой проблем, требующих творческого разрешения: поиском идей новых продукций и технологий, разработкой их концепции, решением отдельных технических проблем, прогнозы для новых продуктов, разработка новой рекламной концепции и т.д. Поиск идей для решения этих проблем и задач не систематичен. Это означает, что возникающие задачи прорабатываются концептуально и методически не всегда по порядку, одна за одной, а интуитивно и случайно.
Если инновационные проблемы не могут быть решены логическими средствами, в распоряжении имеется ряд правил поиска, или эвристических методов (эвристика – искусство найти), которые стимулируют ход индивидуальных мыслей или групповых процессов поиска и помогают преодолеть пассивное ожидание появления внезапной мысли. Успех поиска они, однако, не гарантируют.

Содержание работы

Введение 3
1. Методы психологической активизации мышления 4
2. Методы систематизированного поиска 23
3. Методы направленного поиска 35

Содержимое архива - 1 файл

к.р..docx

— 129.75 Кб (Скачать файл)

     Санкт-Петербургский  государственный аграрный университет 
 
 
 

Кафедра менеджмента

Дисциплина: «Инновационный менеджмент» 

Контрольная работа

На тему: «Методы поиска инновационных идей» 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила: студент-заочник

     5 курса факультета заочного обучения

     Экономического  отделения

     Специальность: менеджмент

     Шифр: 06814010

     Ф.И.О. Мельничук В.Н. 
 
 
 
 
 

г. Пушкин

2010г. 

Содержание 

Введение 3

1. Методы психологической активизации мышления 4

2. Методы систематизированного поиска 23

3. Методы направленного поиска 35

Литература 41 

 

Введение

     При поиске, планировании и реализации инноваций невозможно использовать высокоэффективный математический алгоритм. В ходе данной работы сталкиваются с массой проблем, требующих творческого  разрешения: поиском идей новых продукций  и технологий, разработкой их концепции, решением отдельных технических  проблем, прогнозы для новых продуктов, разработка новой рекламной концепции  и т.д. Поиск идей для решения  этих проблем и задач не систематичен. Это означает, что возникающие  задачи прорабатываются концептуально  и методически не всегда по порядку, одна за одной, а интуитивно и случайно.

     Если  инновационные проблемы не могут  быть решены логическими средствами, в распоряжении имеется ряд правил поиска, или эвристических методов (эвристика – искусство найти), которые стимулируют ход индивидуальных мыслей или групповых процессов  поиска и помогают преодолеть пассивное  ожидание появления внезапной мысли. Успех поиска они, однако, не гарантируют.

 

  1. Методы  психологической  активизации мышления

      Существует множество методов  поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы1:

  1. Методы психологической активизации мышления.
  2. Методы систематизированного поиска.
  3. Методы направленного поиска.

     Каждый  из методов имеет целью облегчить  поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к  той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. На приведенном справа рисунке показаны для различных групп методов  условные графики зависимости трудоемкости решения творческой задачи от ее сложности.

     Для решения сравнительно простых задач  целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных  задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться  нецелесообразным из-за того, что сложность  самих методов будет выше сложности  решаемой задачи или по причине непригодности  этих методов для решения таких  задач.

      Методы психологической  активизации творческого  мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.

     Наиболее  известные методы психологической  активизации:

     Мозговой  штурм

     Мозговой  штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.

     Другие  названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming). Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.

     Цель  метода: стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.

     Суть  метода: разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.

  • Групповой процесс выдвижения идей.
  • Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
  • Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
  • Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.

     План  действий:

  • Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
  • Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
  • Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
  • Строго выполнять правила мозгового штурма.
  • После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.

     Правила проведения мозгового штурма

  • Количество идей предпочтительнее качества.
  • Критика идей на этапе генерации запрещена.
  • В группе генерации идей не должно быть начальства.
  • Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
  • Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
  • Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
  • Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
  • Идеи излагайте кратко.
  • Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
  • При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

     Этапы мозгового штурма

  1. Подготовка
    • Назначение ведущего.
    • Подбор участников для рабочих групп.
    • Подбор фактического материала.
    • Обучение и инструктаж участников.
    • Обеспечение деятельности участников.
  2. Выдвижение идей
    • Уточнение задачи.
    • Генерация идей.
    • Проработка и развитие наиболее ценных идей.
    • Запись предложений.
    • Редактирование списка идей.
  3. Оценка и отбор идей
    • Уяснение проблемы.
    • Определение критериев оценки.
    • Классификация и оценка идей.
    • Развитие идей на основе анализа.

     Достоинства

  • Легкость освоения и простота в обращении.
  • Незначительные затраты времени на проведение.
  • Универсальность метода.
  • Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.

     Недостатки

  • Решение относительно простых задач.
  • Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
  • Нет гарантии нахождения сильных идей.

Обратная  мозговая атака

     

      Одной из разновидностей "мозгового штурма" является "Обратная мозговая атака". Здесь процесс поиска технических решений или бизнес идей разделен на три этапа.

     На  первом этапе выявляются все возможные  недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются  задачи.

     Вторым  и третьем этапом являются этапы  обычного "мозгового штурма".

     Таким образом, отражая более полно  недостатки объекта, удается находить большее число изобретательских решений и бизнес идей по его совершенствованию.

     Теневая мозговая атака

  • Теневая мозговая атака – метод организации коллективного генерирования новых идей, являющийся разновидностью мозгового штурма (мозговой атаки) и разработанный преимущественно для использования в целях обучения и тренинга творческих способностей.
  • Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из 5-7 человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп "теневого кабинета" (между ними может быть организовано соревнование). Генераторы "теневого кабинета" следят за ходом работы активных генераторов, воспринимая И фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но не высказывая своих предложений вслух.
  • "Теневые" и активные генераторы идей во время проведения теневой мозговой атаки могут находиться в одном или различных помещениях (в последнем случае "теневой кабинет" следит за ходом работы активных генераторов по видеомонитору).
  • При анализе результатов и развитии выдвинутых идей привлекают известные методы. Данная модель нашла широкое применение в школах изобретательства, она может быть использована в любой аудитории.

     Корабельный совет

     Корабельный совет – совещание, созываемое руководителем для решения проблемы в условиях дефицита информации и времени. Может использоваться для поиска решений в различных областях человеческой деятельности.

     Другое  название: "Совещание пиратов". Авторы метода Гильде В., Штарке К.Д. (ГДР) 1970 г.

     Цель  метода

     Максимально использовать опыт, знания и фантазию всех без исключения участников совещания  для решения проблемы.

     Суть  метода

     Строгое выполнение каждым участником определенных правил, одним из которых является заранее установленная очередность  выступлений от "юнги" до "капитана": от младшего к старшему. Успех работы совещания зависит главным образом  от умения руководителя – "капитана" – создать спокойную деловую  обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.

     План  действий

  1. Объявить участникам очередность выступлений.
  2. Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников.
  3. Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап – "Выдвижение идей").
  4. Отобрать 2-3 идеи для проработки.
  5. Критика отобранных идей (этап – "Критика идей").
  6. Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап – "Защита идей").
  7. Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему.
  8. Реализация решений.

     Правила проведения совещания

  1. Высказываться по проблеме должны все.
  2. Порядок выступлений – от "юнги " до "капитана ", от младшего к старшему.
  3. Вопросы задает только "капитан".
  4. Критиковать идеи и защищать их только после команды "капитана".
  5. Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все.
  6. Итог работы подводит "капитан"

     Схема совещания

     

Информация о работе Методы поиска инновационных идей