История цивилизаций

Автор: Настя Анохина, 19 Августа 2010 в 17:35, реферат

Краткое описание

XVII век открыл новую эпоху – эпоху капитализма. В это же время протестантизм дал мощный импульс к рационализации всех видов деятельности и созданию науки Нового времени – опытного знания. Он освящал рациональную предприимчивость свободного индивида и в конечном итоге стал духовной основой новой цивилизации, построенной на принципах индивидуальной свободы, рыночных отношений, правового государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Духовная жизнь общества………………………………………………….4
2. Общая характеристика капиталистического времени……………………10
3. Эволюция духовной культуры……………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………….23

Содержимое архива - 1 файл

Духовная жизнь капиталистических цивилизаций.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

  Таким образом, провинциальная культура, с  одной стороны, имела свои специфические  особенности, которые определяли ее характерные черты, а с другой – она включала в свою систему  такие моменты, которые выражали стремление к постоянству, неизменности, статичности.

  Однако  в контексте провинциальной культуры складывалось особое отношение к  культурной среде, воспринятой и  переживаемой как ценность. Возникало  стремление к провинциальной культуре как альтернативе официальности, отчужденности мира стандартных урбанистических центров.

  Ощущение  ценности общности, своеобразного «дома», тепла, уюта возникало в связи  с поисками в рамках провинциальной культуры неотчужденной духовности. Вместе с тем существование в  мире провинциальной культуры таило в себе опасность абсолютизации этих ценностей повседневности, измерения всех явлений духовной жизни критериями быта. И остается проблемой соотношение в рамках провинциальной культуры традиционной высокой культуры, ориентированной на духовные ценности бытия, и особого культурного смысла, растворенного в текущей жизни, повседневности.(3)

  Культура  донского казачества

В духовной культуре России в период становления капитализма  заметное место продолжал занимать народный фольклор. Хранителями его  были в основном «почвенные» слои населения. Одним из ярких примеров существования народной культуры в эпоху Нового времени является культура донского казачества. Наиболее популярным видом народного творчества на Дону были песни. Слагая песни, казаки вкладывали в них душу. Песни любовно хранились и передавались из рода в род.

  Развитие  общественно-политической мысли и пробуждение  гражданского самосознания

  Наряду  с изложенным, важное значение в  эволюции духовной культуры принадлежало развитию общественной мысли, имеющей в эпоху Нового времени самые разнообразные проявления. В. Ключевский писал: «...чуть не в один век перешли от домостроя попа Сильвестра к энциклопедии Дидро и Даламбера». В XVIII в. заметную роль играло русское просветительство. Оно развивалось под влиянием идей европейского, особенно французского, Просвещения. Наиболее ярко идеи русских просветителей представляли Н. Новиков, И. Крылов, Д. Фонвизин, С. Десницкий. В их сочинениях отрицались доводы об особой дворянской породе и правомерность ее элитарного положения. Просветители провозглашали внесословную ценность человека, наделенного единой и равной для всех людей естественной природой. Эта идея стала одной из важнейших культурных идей XVIII в. Критика сословного дворянско-монархического общества сопровождалась у просветителей основательной разработкой социально-философских проблем.

  Важным  этапом в развитии общественной мысли  в России был декабризм. Основной целью декабристы (их идеологи П. Пестель, К. Рылеев, А. Муравьев, С. Трубецкой, И. Якушкин) считали уничтожение крепостного права и введение конституции, т.е. решение двух важнейших вопросов XIX в. В декабризме отразились идеи европейски ориентированной части общества, стремившейся ускорить продвижение страны по западному типу развития. Декабристы считали себя детьми 1812 г. Перенесенные Россией тяжелые испытания, национальная победа над Наполеоном способствовали усилению гражданственности, политической активности. Выступления дворян-революционеров 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, их дальнейшая судьба оказали огромное воздействие на развитие освободительных идей в России, утверждение национального самосознания в российском образованном обществе. Поражение декабристов привело к размежеванию различных общественно-политических сил. Мыслящих людей интересовали проблемы взаимоотношения России с Западом и ее роль в мировой истории, отношение к крепостному праву и самодержавию.

  Две линии в истории  русской культуры XIX в.

  В соответствии с общественно-политическими  взглядами по проблеме социокультурного выбора России исследователи выделяют две линии в истории русской культуры XIX в., сохраняющие свое значение и в настоящее время. Одна из них обозначена как национально ориентированная культурная политика представителей общественно-политической мысли и литературного движения, обращенная к психическому складу русского этноса, истокам русской ментальности, относительно постоянным и определенным составляющим национального характера и самосознания русского народа. Другая линия в развитии русской культуры – радикально модернизаторская и революционно-освободительная – направлена «вширь», за пределы ее национального своеобразия. Она представлена именами В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Добролюбова, а также их прямыми и косвенными предшественниками и последователями – от А. Радищева до В. Плеханова и В. Ленина. Ориентируясь на отвлеченные представления о критериях общечеловеческого прогресса, разума, цивилизации, мировой культуры, представители этой линии стремились вырвать русскую национальную культуру из ее национально-специфических условий, разрушить границы, отделявшие русскую культуру от западной.

  Роль  литературы в духовной жизни российского  общества

  Общественно-политические взгляды русских мыслителей были тесно связаны с развитием  русской литературы. Широко известны слова Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы».

  Таким образом, в духовной культуре новой  эпохи происходил сложный процесс  дифференциации, развивались такие  ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения. Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII в. Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIX в. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами. Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIX в. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.

  На  духовную культуру эпохи большое  влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.(4) 

 

        Заключение

          Падение крепостного права означало  начало нового,  капиталистического  периода в истории России. Капитализм  внес  существенные  перемены  в  жизнь общества: преобразовал  хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт,  условия жизни,  способствовал росту культурных потребностей.

             Капитализм в целом создал  условия  для  более  высокого  культурного уровня общества, расширял  объективные социальные возможности  для  овладения культурой значительных общественных слоев.

             Капиталистическая эпоха, требовавшая  определенного уровня культуры  в сфере  материального   производства,   способствовала   ускорению   процесса демократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена  сфера образования, фактически создана силами земства народная  школа.  Значительно выросла техническая высшая школа, повысился  интерес  к  книге,  увеличилась читательская среда, изменился социальный облик читателя.

             Однако   капиталистическая    эпоха    в    истории    России    была непродолжительной  —   капитализм   как   социально-экономическая   формация существовал  немногим  более  полувека.  Самодержавие,  являясь   феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не  изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа.

             Развитие культуры во второй  половине XIX  —  начале  XX  в.  не  было равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли  подъемы  и  спады  в общественно-политической борьбе.

             Культура,   являясь   важнейшей    системой    общественной    жизни, аккумулировала  идеи  эпохи.  Духовная  жизнь  при  капитализме   продолжала сохранять  классовый  характер.  Класс  выступал  носителем  и   создателем идеалов,  ценностных  ориентации,  этических  и  эстетических  норм   жизни.(5)

 

        Список литературы 

  1. Хачатурян В. М.  История мировых цивилизаций  с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 1999. — 512с.: карт.
  2. Гуревич П.С. Культурология.- М.: Гардарики, 2001.
  3. С.В. Кондратьев, И.В. Бобров. История мировых цивилизаций. Эпоха модернизаций. Издат.: Лаборатория мультимедия ТюмГУ, 2005 г.
  4. История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В.Шишова, Т.В. Акулич, М.И.Бойко и др.; Под ред. Н.В.Шишовой. - М.: Логос,     2000. - 456 с.: ил.
  5. Афанасенко И. Д. Есть ли будущее у русской цивилизации? – СПб.: Питер 2007.-384 с.

Информация о работе История цивилизаций