Сравнительная характеристика источников и структуры финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях

Автор: Алия Фазуллина, 17 Августа 2010 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

В условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов, как на макроуровне, так и на уровне субъектов хозяйствования. Важность данного положения обусловлена тем, что финансы, являясь стоимостной категорией, оказывают существенное влияние на стадии воспроизводственного процесса в стране и это влияние тем более заметно и существенно на низовом уровне хозяйствования - предприятиях.

Содержимое архива - 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, финансовая политика государства - это совокупность мероприятий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства.

      Финансовый  механизм - это совокупность форм и  методов управления финансовой деятельностью  государства. Она включает в себя систему денежных расчетов, систему  финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм, нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы и финансовый контроль.

      Финансовое  распределение охватывает общественный продукт и часть стоимости  НБ, поэтому к финансовым ресурсам относим ту часть стоимости общественного  продукта и НБ, которая распределяется и перераспределяется с помощью финансов. Финансовые ресурсы являются одной из составных частей всех денежных ресурсов, обращающихся в стране, которые кроме них включают также кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий. Провести грань между финансовыми ресурсами и денежными доходами  нетрудно, т.к. финансовые ресурсы находятся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования, а вторые - в руках граждан и используются для обеспечения жизненных потребностей.

      Финансовые  ресурсы - доходы и поступления субъектов  хозяйствования и государства в  лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства  и на удовлетворение других потребностей.  Именно финансовые ресурсы позволяют  отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.

      Источниками финансовых ресурсов выступают все  три элемента стоимости общественного  продукта, но степень участия каждого  из них различна.

      Финансы воздействуют на общественное воспроизводство  в следующих направлениях:

  1. финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;
  2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
  3. финансовое стимулирование экономики.

      Финансовые  источники делятся на:

1) источники,  которые действуют на макроуровне  (уровне государства);

2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

      Самый важный источник финансовых ресурсов — стоимость ВВП страны, который  состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).

V + M —  основные источники финансовых  ресурсов на макроуровне.

      Элемент V, являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по трем направлениям:

1) налоги (из зарплаты должны выплачиваться);

2) страховые платежи;

3) прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.)

      Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне.

      Элемент М — прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.

      Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1) ВВП (первая группа финансовых источников).

2) доходы от внешнеэкономической деятельности

3) национальное богатство.

4) привлеченные (заемные) ресурсы.

      Объем финансовых ресурсов, в первую очередь, зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный, тем больше величина финансовых ресурсов.  Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.

      Основные  направления использования финансовых ресурсов:

1. Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий). Сюда относятся: расходы на финансирование капвложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов, восполнение недостатка и финансирование прироста оборотных средств; выплата премий работникам для стимулирования труда; предоставление дотаций убыточным предприятиям; формирование резервного фонда; выплата страхового возмещения предприятиям и организациям, финансирование НИОКР.

2. Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание материальной помощи, различные социальные льготы.

3. Использование финансовых ресурсов на нужды обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти.

      Финансовое  планирование - один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс.

      Оно охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образования и использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.

      В процессе финансового планирования определяются:

а) источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;

б) объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;

в) рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе.

      В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые, финансовые резервы для роста  финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.

      Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты.

      Состав  финансовых ресурсов субъекта РФ представлен  на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Состав финансовых ресурсов субъекта РФ

      Финансовые  ресурсы, их рациональное использование  в воспроизводственной деятельности переходного к рынку общества определяют материальную основу практического реформирования переходной экономики, успешного преодоления кризисных неудач, повышение уровня социальной защиты населения, в особенности его малообеспеченных слоев, слоев. Иначе говоря, среди самых важных факторов экономического возрастания, целенаправленного и последовательного реформирования народного хозяйства суверенной Украины на здоровых рыночных основах роль финансовой системы государства тяжело преувеличить, переоценить.

      Формирование  финансовых ресурсов, их использование  тесно взаимосвязано со стоимостной  структурой валового внутреннего продукта страны.

      Финансы субъектов Российской Федерации  представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования  региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических  задач субъектов РФ.

      Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов  РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами. Финансы субъектов РФ включают:

а) средства бюджета субъекта РФ;

б) государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;

в)   другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.

      В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный  бюджет субъекта РФ.

    Важнейшими  факторами, определяющими зависимость региональных бюджетов от финансовой помощи из федерального бюджета, структуру региональных расходов и прямых расходов Федерации на территории, а также целый ряд других показателей, являются пропорции разделения доходов и расходов между федеральным и региональными бюджетами. Поэтому для получения полно го представления о бюджетной сфере в отдельных регионах необходимы составление и анализ консолидированного бюджета региона, под которым понимаются доходы и расходы бюджетов всех уровней (федерального, регионального и местного), «привязанные» к территории субъекта Федерации. Динамика распределения доходов консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы представлена в табл. 2.2

    Таблица 2.1

    Структура консолидированного бюджета Российской Федерации на 2009 г. (млрд. руб.)

Статьи  консолидированного бюджета Федеральный бюджет Бюджеты территорий Консолидированный бюджет
Всего доходов, в том числе: 2 417,8 1 903,6 4 321,4
Налоговые доходы 1 892,4 1 329,5 3 221,9
Неналоговые доходы 145,7 574,1 1 099,5
Доходы  целевых бюджетных фондов 379,7 -  
Всего расходов, в том числе: 232,6 1 857,2 4 185,8
Государственное управление и местное самоуправление 66,5 76,5 143,0
Судебная  власть 25,4 1,3 26,7
Международная деятельность 54,0 - 54,0
Национальная  оборона 346,1   346,1
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности государства 244,8 54,9 299,7
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 39,9 2,3 42,1
Промышленность, энергетика и строительство 60,8 238,9 299,7
Сельское  хозяйство и рыболовство 24,5 30,5 55,0
Жилищно-коммунальное хозяйство - 243,7 243,7
Образование 97,3 401,0 498,3
Здравоохранение и физическая культура 38,8 240,9 279,7
Социальная  политика 150,9 144,7 295,6
Обслуживание государственного и муниципального долга 277,5 16,6 294,1
Финансовая  помощь бюджетам других уровней 699,8 3,5 703,3
Расходы на проведение военной реформы 14,6 - 14,6
 

    Уравнение консолидированного бюджета региона может быть представлено следующим образом: R-E=S + D

    где R — собранные на территории региона  доходы (налоговые и неналоговые) в бюджеты всех иерархических уровней (федеральный, региональный и местные);

    Е—  расходы бюджетов всех уровней (федерального, регионального и местных) на территории региона, не связанные с перераспределением доходов между бюджетами разных уровней;

    S — сальдо (абсолютное значение) бюджетных финансовых потоков между Центром и регионами; для регионов-доноров сальдо финансовых потоков отрицательное, для регионов-реципиентов — положительное

    D—разность  между расходами и доходами  консолидированного регионального бюджета (дефицит). В качестве этого показателя должна использоваться разность между значением дефицита, указываемого в статистической отчетности по исполнению региональных бюджетов, и не погашенным на конец года остатком предоставленных из федерального бюджета ссуд. Последние рассматриваются как один из механизмов финансовой помощи региональным бюджетам и, соответственно, относятся на сальдо бюджетных финансовых потоков между центром и регионами (3, С.21).

    Таблица 2.3

    Распределение доходов консолидированного бюджета  РФ по уровням бюджетной системы  на 2008 - 2009 гг.

Наименование  доходов 2008 г. 2009 г. 2008 г. по сравнению с 2009 г.
Всего, 100,0 100,0  
В том числе:      
Налоги  и сборы в консолидированный  бюджет 75,55 84,75 +9,19
В том числе:      
В федеральный бюджет 38,78 47,27 +8,49
Из  него: единый социальный налог - 10,78  
В территориальные бюджеты* 36,77 37,47 +0,7
Государственные внебюджетные фонды 24,45 15,26 -9,19
Налоги  и сборы — всего 100,0 100,0 *
В федеральный бюджет 51,33 49,34 -1,99
В территориальные бюджеты 48,67 50,66 + 1,99
В том числе:      
Налог на прибыль (доход) организаций 27,54 19,88 -7,66
В федеральный бюджет 11,47 7,40 -4,07
В территориальные бюджеты 16,07 12,48 -3,59
Налог на доходы физических лиц 13,71 15,34 + 1,63
В федеральный бюджет 0,15 - -0,15
В территориальные бюджеты 13,56 15,34 + 1,63
НДС 25,62 22,85 -2,77
В федеральный бюджет 25,62 22,85 -2,77
В территориальные бюджеты - - -
Акцизы 12,32 11,15 -1,17
В федеральный бюджет 10,17 9,04 -1,13
В территориальные бюджеты 2,15 2,11 -0,04
Платежи за пользование природными ресурсами 8,02 14,35 +6,33
В федеральный бюджет 2,67 9,19 +6,52
В территориальные бюджеты 5,35 5,16 -0,19
Из  них:      
Налог на добычу полезных ископаемых - 11,82  
В федеральный бюджет - 8,79  
В территориальные бюджеты - 3,03  
Другие  налоги и сборы 12,79 16,43 +3,64
В федеральный бюджет 1,25 0,86 -0,39
В территориальные бюджеты 11,54 15,57 +4,03

Информация о работе Сравнительная характеристика источников и структуры финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях