Финансовая политика России

Автор: Тамара Кузнецова, 17 Августа 2010 в 10:48, контрольная работа

Краткое описание

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Можно выделить четыре основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………стр.3
1. Понятие, содержание, цели и задачи финансовой политики……стр.4
2. Анализ финансовой политики РФ на современном этапе……….стр. 13
Заключение…………………………………………………………….стр.19
Список литературы и нормативных документов……………………стр.21

Содержимое архива - 1 файл

Финансовая политика России - Финансы и кредит.rtf

— 215.32 Кб (Скачать файл)

      Созданный правительством механизм обслуживания и погашения внешнего долга используется для стерилизации излишних доходов, образуемых за счет нефтедолларов. Правительство, таким образом, превращает механизм стабилизационного фонда ещё и в фактор подавления инфляции, которая имеет свои корни в либерально-монетаристской политике образования доходов и свободного формирования цен в негосударственном (частном) секторе. Либерально-монетаристская модель финансово-экономической политики не позволяет использовать поток нефтедолларов на техническое перевооружение (модернизацию) промышленности, агропромышленного, транспортного и жилищно-коммунального комплексов. Поэтому в программных документах на среднесрочную перспективу и проекте федерального бюджета такие задачи не рассматриваются. Обходятся стороной вопросы преодоления дефицита оборотного капитала в реальном секторе экономики и в целом вопросы регулирования воспроизводства капитала в общественном масштабе.

      Но как показала практика, стабилизационный фонд не оправдал надежд, возлагаемых на него.

      Такова финансовая система России.  

 

  Заключение. 

     В период перехода к рыночным отношениям российская финансовая система перенесла крупные радикальные изменения во всех её сферах. Самое главное - это исчезновение административно - командной системы управления экономикой  и планово- директивной финансовой политики, как было при СССР.

     Сегодня, в нашей рыночной экономике финансы децентрализованы. Основная часть финансовых ресурсов обращается за пределами сектора государственного управления. Финансовые ресурсы негосударственного  сектора принадлежат соответствующим субъектам хозяйствования. Государство может непосредственно управлять только собственными финансами, а на финансы других секторов экономики может лишь оказывать воздействие. Это, в общем, отличительная черта сегодняшней финансовой системы от советской. При СССР, основанная на государственной собственности, на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.  Цель финансовой политики в тех условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

     Переход же к рыночным отношениям обеспечил не только изменения системы управления экономикой, а избавил население страны от государственных монополий практически на все виды деятельности, а главное -  этот период был началом развития предпринимательской деятельности. Предпринимательство  начало развиваться во всех сферах от банковского и страхового дела - до частного бизнеса. Это дало толчок развитию экономики страны ее сфер.  При командной же системе СССР развиваться частному бизнесу было просто невозможно. Все предприятия облагались высокими налогами,  свободные средства просто взимались государством.

     Но, несмотря на это, финансовое положение и экономика СССР было довольно стабильной. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.) В тоже время использование такой финансовой системы в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

     Но такой резкий переход к рыночным отношениям не мог пройти, не вызвав особых отклонений в экономике. Распад СССР и рыночные реформы вызвали резкие перемены, спад производства, инфляцию, которая переросла в гиперинфляцию, рост цен, безработицу, снижение курса рубля, дефицит бюджета, рост внутреннего и внешнего долга и др. Тут, конечно, сыграла неподготовленность правительства и остальных людей к рыночным отношениям. И то, что рассчитывалось в теории не выполнилось на практике. Важная проблема, которая началась в 1990г. и продолжается - это дефицит бюджета, к тому же прогрессирующий. Только в 2001 Правительство РФ наконец составило программу бездефицитного бюджета на этот год, хотя еще не известно оправдает ли она себя или нет. 

     Развитие рыночных отношений дало толчок развитию банковского дела. Во главе коммерческих банков стоит эмиссионный Центральный Банк РФ, который выдает лицензии на различные банковские цели. При СССР основная финансовая масса находилась в руках государства, при переходе к рыночным отношениям, основная денежная масса вращается не при государстве. Поэтому возникла серьезная угроза отмывания российского капитала через коммерческие банки. Но возникшие на сегодня новые органы власти контролируют деятельность банков. Однако государство сохраняет контрольные пакеты акций в Центробанке, Сбербанке, Внешторгбанке и др.

     Возникновение внебюджетных фондов также повлияло на финансовую систему. Теперь они отвечают за перераспределения дохода национальный доход между социальными группами населения. Причем не полностью финансируются бюджетом, а имеют часть дохода от специальных налогов.

     Налоговая система получила намного  большее развитие, чем при СССР. Сейчас бюджет в основном финансируется от налогов. При СССР существовало 2 основных налога: налог с оборота и прибыль. Сегодня развитие получили такие налоги как НДС, на прибыль, акцизы, на ввозимые товары, на  доходы физических лиц и др. Но в связи с неустойчивой экономикой, низким курсом рубля, ростом цен, инфляции и др. факторов многие люди стараются любыми способами избежать уплаты налогов и оставаться в «тени».

     Сравнивая две финансовые системы - СССР и России я не могу сказать какая из них лучше. В каждой есть свои положительные и отрицательные моменты. Возможно, переход к рыночным отношениям в Российской Федерации возник слишком быстро и люди были неподготовлены, чтобы перейти к рынку после 70 лет социализма, поэтому возникло столько неудач. Но в любом случае наша экономика и ее отрасли налаживаются, улучшаются и создают предпосылки для дальнейшего развития.     

 

     Список литературы и

     нормативных документов. 

1. Указ Президента РФ «О федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 года № 1556.

2. Постановление Совета Министров - Правительства РФ « Положение о федеральном казначействе» от 27 августа 1993 года № 864.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

6. Закон РФ от 31 июля 1998 г. 3 146-ФЗ.

7. Закон РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ

8. Приказ Министерства финансов РФ от 6 января 1998 г. № - 1Н.

9. Закон РФ «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22.02.99г. № 36-ФЗ.

10. Финансы: Учебник для вузов / Под. Ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 1999.

11. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Врублевская О.В. и д.р. - М.: Перспектива, 1998.

12. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабати. - М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000. 
 

Информация о работе Финансовая политика России