Аристотель и его физиогномические положения

Автор: Елена Кузьмичева, 10 Августа 2010 в 10:47, реферат

Краткое описание

Аристотель Стагирит (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и ученый энциклопедист, основатель перипатетической школы, создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли.
Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате “О душе”, а также в сочинениях “Этика”, “Метафизика”, “История животных”.
Объясняя процессы памяти, Аристотель развил понятие об ассоциациях по сходству, смежности и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций.

Содержание работы

Введение
I История искусства чтения лиц……………………………………………3
II Трактат Аристотеля……………………………………………………….4
III Вступление Аристотеля в его физиогномику…………………………..5
IV Определение физиогномики…………………………………………….9
VОбщие физиогномические признаки……………………………………..9
1От психического к физическому……………………………………….9
2Общие и частные состояния души…………………………………….11
VI Мужественные и женственные физиогномические типы…………….12
1Различие двух типов …………………………………………………...12
2 Наиболее яркие представители………………………………………12
VII Физиогномика отдельных частей и особенности человеческого тела.14
1 Отдельные члены и органы тела……………………………………..14
2Цвет тела………………………………………………………………..17
3Волосатость……………………………………………………………..18
4Голос……………………………………………………………………..19
VIII Физиогномика поведения………………………………………………19
1 Походка, телодвижение и движение глаз…………………………….20
2Рост………………………………………………………………………20
IX Заключение………………………………………………………………..

Содержимое архива - 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 

Введение

I История искусства чтения лиц……………………………………………3

II Трактат Аристотеля……………………………………………………….4

III Вступление Аристотеля в его физиогномику…………………………..5

IV Определение физиогномики…………………………………………….9

VОбщие физиогномические признаки……………………………………..9

     1От  психического к физическому……………………………………….9

     2Общие  и частные состояния души…………………………………….11

VI Мужественные и женственные физиогномические типы…………….12

     1Различие двух типов …………………………………………………...12

     2 Наиболее яркие представители………………………………………12

VII Физиогномика отдельных частей  и особенности человеческого тела.14

     1 Отдельные члены и органы тела……………………………………..14

      2Цвет тела………………………………………………………………..17

      3Волосатость……………………………………………………………..18

      4Голос……………………………………………………………………..19

VIII Физиогномика поведения………………………………………………19

      1 Походка, телодвижение и движение  глаз…………………………….20

      2Рост………………………………………………………………………20

IX Заключение………………………………………………………………..21

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Аристотель Стагирит (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ  и ученый энциклопедист, основатель перипатетической школы, создатель  психологической системы, интегрировавшей  достижения античной мысли. 
Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате “О душе”, а также в сочинениях “Этика”, “Метафизика”, “История животных”.

Объясняя процессы памяти, Аристотель развил понятие  об ассоциациях по сходству, смежности  и контрасту и телесном механизме  этих ассоциаций.

Движущей силой  поведения признавал стремление, выражающее внутреннюю активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия.

Аристотелю принадлежит  разграничение двух видов разума: теоретического и практического. Стимулировал развитие физиогномики.

Термин “физиогномика” происходит от греческих слов physis - природа и gnomon - знающий.

Физиогномика - учение о якобы однозначной связи  между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному  типу личности, благодаря чему по внешним  признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Это учение возникло в древности на основе представления  о предопределенности психического (нравственного) в человеке и телесного  тем, что ему изначально предписано природой.

Физиогномика  служила предпосылкой многих типологий характеров, однако не имела научных оснований.

Традиционно считается, что основателем этой науки является выдающийся ученый и философ Аристотель. Он полагал, что по общему выражению  и некоторым чертам лица можно  распознать сущность индивидуума, оценить уровень его интеллекта и одаренности.

Считается, что  физиогномика зародилась во времена  Аристотеля и Гиппократа. Великий  философ применял ее для распознавания  душевных качеств людей по внешним  признакам, а великий врач пользовался  ею для диагностики заболеваний. До сих пор в медицине сохранилось понятие «маска Гиппократа» – характерное выражение лица больного при перитоните, являющееся симптомом заболевания. Аристотель, гениальный энциклопедист и логик, привел в систему соответствие черт лица душевным качествам людей. Он указал признаки характера кроткого, гневного, злобного, завистливого, трусливого: «прямолинейные брови указывают на кроткий характер, притянутые к корню носа – на брюзгливый, низко расположенные брови – признак завистливости». Физиогномические положения Аристотеля долго служили основой для последующих авторов. Да и современные врачи и психологи подтверждают справедливость описательных характеристик, данных Аристотелем. 

История искусства чтения лиц 

С древнейших времен люди стремились по внешним признакам судить о внутреннем состоянии человека. Любой уважающий себя жрец, шаман или лекарь в совершенстве владел наукой "чтения" лица, определяя по нему не только болезни, но и характер и будущее человека...

Физиогномика  как наука о строении лица, впитавшая в себя мудрость древних цивилизаций, XX век встретила в неопределенно двойственном состоянии. Наш век точных технологий хоть и опирается в некоторых своих исследованиях на этот бесценный опыт, как на фундамент, но с другой стороны, вроде бы и не признает за физиогномикой права называться наукой. В какой-то степени этому способствует великое множество "популярной" литературы: мол, стоит взглянуть на лицо человека, и все сразу станет понятно - определенная форма глаз заставит сильно задуматься, конфигурация носа и вовсе диагноз, а уж о подбородке и говорить нечего - он точно выдаст своего владельца.

С древнейших времен люди стремились по внешним  признакам судить о внутреннем состоянии  человека. Любой уважающий себя жрец, шаман или лекарь в совершенстве владел наукой "чтения" лица, определяя по нему не только болезни, но и характер и будущее человека. 5000 лет назад греческий мыслитель Гермес Трисмегист высказал гениальную мысль: "Что внутри, то и снаружи". Наши великие предки были уверены, что тело не лжет, оно как зеркало отражает фактическое положение вещей.

Современные ученые согласны со своими предшественниками  в том, что наружные покровы человека представляют собой гигантскую сигнальную систему, состоящую из множества  информационных знаков, позволяющих судить если не о характере человека в целом, то уж точно о наличии у него тех или иных болезней.

Итак, физиогномика - это учение о внешних проявлениях  и признаках наблюдаемых явлений  в организме человека, в его  физическом облике. Традиционно считается, что основателем этой науки является выдающийся ученый и философ Аристотель. Он полагал, что по общему выражению и некоторым чертам лица можно распознать сущность индивидуума, оценить уровень его интеллекта и одаренности. Однако, по данным некоторых историков, задолго до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор, и именно он является основоположником этой науки.

В Средние  века отдельные взгляды физиогномистов разделяли и в той или иной степени совершенствовали Ибн Сина (980-1037) и ряд ведущих алхимиков, в эпоху Возрождения - И. Скотт и Леонардо да Винчи. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах. В XVI-XVIII столетиях - английский философ Ф. Бекон и швейцарский священник, поэт и художник Иоганн Гаспар Лафатер, который своей популярностью непревзойденного физиогномиста затмил императоров и королей. На его выступления и физиогномические сеансы съезжались поклонники из Европы и других стран. Лафатер опубликовал четырехтомный труд "Физиогномические фрагменты" (1775-1778), ставший новым подходом к физиогномике. Лафатер писал, что "лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас".

Эстафету  Лафатера принял в середине XIX века известный психиатр и криминалист профессор Туринского университета Чезаре Ломброзо, труды которого по физиогномике переводятся и издаются и поныне. Основываясь на исследовании 4000 преступников, Ломброзо вывел теорию, согласно которой имеется целый ряд черт лица, указывающий на предрасположенность человека к совершению преступлений.

Основные представления  физиогномики зародились в древности  на основе представления о предопределенности психического (нравственного) в человеке и телесного тем, что ему предписано природой. Особенно почитали физиогномику на Востоке, полагая, что весь жизненный путь человека можно предсказать по лицу. В Китае физиогномика считалась полноправной отраслью медицины. На протяжении веков физиогномика служила предпосылкой для определений многих типологий характеров. Родиной физиогномики является Китай, а время зарождения этого учения — эпоха до Рождества Христова. Современные китайские физиогномисты считают, что они лишь практикуют вид древнего искусства, который нельзя полностью научно объяснить и обосновать, подобно астрологии и психологии, но который тем не менее достаточно точен, о чем свидетельствует практика столетий. Для опытного физиогномиста каждое лицо является картой прошлого, настоящего и будущего, которую он способен прочитать с большой точностью.

Очень интересным путем развивалась физиогномика в странах Древнего Востока. Здесь очень большой популярностью пользовалась кийяфа - искусство бедуинов, способных читать человеческое лицо как открытую книгу. Умение это бережно передавалось из поколения в поколения по мужской линии. Так, человек, по обличию схожий со львом, объявлялся отважным, милосердным, гордым и терпеливым; похожий на леопарда - хвастливым, злопамятным и вероломным; высокий лоб свидетельствовал о глупости, узкий лоб - о ловкости движений, а залысины - о низости духа. Глаза средней величины говорили об уме и хорошем характере, неподвижный взор - о скудоумии. Огромное значение бедуины также придавали родинкам.

В Средние  века богатые арабы, выбирая на рынке  рабов, целиком и полностью опирались на приметы лица.

А столь  популярная в наши дни наука Древнего Востока, основанная на акупунктуре? Это  прямой наследник разработок восточных  ученых - физиогномистов, считавших, что  все внутренние органы человека имеют  свой выход, отражение на внешних покровах.

Особенно  большое развитие искусство чтения лиц получило в Японии, где и  сегодня в отличие от прагматической Европы оно весьма востребовано.

Например, для удобства чтения японцы условно  делят лицо человека на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю.

Верхняя зона - это лобная часть, отражает весь жизненный путь человека. По этой зоне физиогномисты получают информацию за период жизни от 15 до 30 лет, а также  в глубокой старости. Правильная форма  и прекрасный цвет кожи лба свидетельствуют  о превосходном состоянии тела и духа.

Средняя зона - от бровей до кончика носа - представляет жизненный путь от 35 до 50 лет. Гармоничность  данной области свидетельствует  об уравновешенности психики.

Нижняя  зона - от кончика носа до подбородка - дает информацию о периоде жизни от 50 до 77 лет. Правильные формы этого участка говорят о спокойном характере.

Итак  необходимо помнить, что возник он более трех тысяч лет назад, и истоки его уходят корнями в прошлое древних культур Китая, Японии, Индии. Сохранившись на протяжении веков, глазное прорицание в наши дни преобразовалось во вполне научный метод глазной диагностики. 
 
 

Трактат "Физиогномика"

 

Стоит обратить внимание на один трактат Аристотеля, этот трактат называется "Physiognömica" здесь развивается учение о том или ином совпадении наружности человека и его внутреннего мира. Этот внутренний мир Аристотель называет здесь разными терминами, употребляя то слово pathos, что буквальйо значит "аффект", то термин dianoia, что буквально значит "рассудок", то просто psychё, "душа". В подлинном смысле слова здесь вовсе нет речи специально об аффектах, специально о рассудке или о душе. Pathos здесь, скорее, просто переживание или "душевное состояние". Что же касается термина dianoia, то в данном трактате это меньше всего "рассудок". Скорее, это тоже то или иное "переживание", где греческая приставка dia указывает только на разнообразие душевных переживаний вообще. Слово же "душа" в данном случае едва ли требует какого-нибудь специального определения и обозначает собою либо просто внутренний мир человека, либо опять-таки то или иное частичное психическое состояние или переживание.

 

  Вступление Аристотеля в его "Физиогномику".

Греческое слово, которым назван данный трактат, по-русски необходимо передавать как "физиогномика".

а) Сначала Аристотель, еще до определения физиогномики, рассуждает об ее общей возможности. Она возможна, по Аристотелю, уже по одному тому, что душа и тело не существуют отдельно, а всегда влияют одно на другое. Этот общеизвестный факт он излагает следующим образом.

Информация о работе Аристотель и его физиогномические положения