Автор: Елена Кузьмичева, 10 Августа 2010 в 10:47, реферат
Аристотель Стагирит (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и ученый энциклопедист, основатель перипатетической школы, создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли.
Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате “О душе”, а также в сочинениях “Этика”, “Метафизика”, “История животных”.
Объясняя процессы памяти, Аристотель развил понятие об ассоциациях по сходству, смежности и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций.
Введение
I История искусства чтения лиц……………………………………………3
II Трактат Аристотеля……………………………………………………….4
III Вступление Аристотеля в его физиогномику…………………………..5
IV Определение физиогномики…………………………………………….9
VОбщие физиогномические признаки……………………………………..9
1От психического к физическому……………………………………….9
2Общие и частные состояния души…………………………………….11
VI Мужественные и женственные физиогномические типы…………….12
1Различие двух типов …………………………………………………...12
2 Наиболее яркие представители………………………………………12
VII Физиогномика отдельных частей и особенности человеческого тела.14
1 Отдельные члены и органы тела……………………………………..14
2Цвет тела………………………………………………………………..17
3Волосатость……………………………………………………………..18
4Голос……………………………………………………………………..19
VIII Физиогномика поведения………………………………………………19
1 Походка, телодвижение и движение глаз…………………………….20
2Рост………………………………………………………………………20
IX Заключение………………………………………………………………..
Содержание
Введение
I История искусства чтения лиц……………………………………………3
II Трактат Аристотеля……………………………………………………
III Вступление Аристотеля в его физиогномику…………………………..5
IV Определение физиогномики…………………………………………….
VОбщие физиогномические признаки……………………………………..9
1От
психического к физическому…………
2Общие
и частные состояния души………………
VI Мужественные и женственные физиогномические типы…………….12
1Различие двух типов …………………………………………………...12
2 Наиболее яркие представители………………………………………12
VII Физиогномика отдельных частей и особенности человеческого тела.14
1 Отдельные члены и органы тела……………………………………..14
2Цвет тела……………………………………………………
3Волосатость………………………………………………
4Голос………………………………………………………………
VIII Физиогномика поведения………………………………………………19
1 Походка, телодвижение и
2Рост…………………………………………………………………
IX Заключение……………………………………………………
Введение
Аристотель Стагирит
(384-322 до н. э.) - древнегреческий философ
и ученый энциклопедист, основатель
перипатетической школы, создатель
психологической системы, интегрировавшей
достижения античной мысли.
Принципы и главные понятия этой системы
изложены в трактате “О душе”, а также
в сочинениях “Этика”, “Метафизика”,
“История животных”.
Объясняя процессы памяти, Аристотель развил понятие об ассоциациях по сходству, смежности и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций.
Движущей силой поведения признавал стремление, выражающее внутреннюю активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия.
Аристотелю принадлежит разграничение двух видов разума: теоретического и практического. Стимулировал развитие физиогномики.
Термин “физиогномика” происходит от греческих слов physis - природа и gnomon - знающий.
Физиогномика -
учение о якобы однозначной связи
между внешним обликом человека
и его принадлежностью к
Это учение возникло в древности на основе представления о предопределенности психического (нравственного) в человеке и телесного тем, что ему изначально предписано природой.
Физиогномика служила предпосылкой многих типологий характеров, однако не имела научных оснований.
Традиционно считается, что основателем этой науки является выдающийся ученый и философ Аристотель. Он полагал, что по общему выражению и некоторым чертам лица можно распознать сущность индивидуума, оценить уровень его интеллекта и одаренности.
Считается, что
физиогномика зародилась во времена
Аристотеля и Гиппократа. Великий
философ применял ее для распознавания
душевных качеств людей по внешним
признакам, а великий врач пользовался
ею для диагностики заболеваний. До сих
пор в медицине сохранилось понятие «маска
Гиппократа» – характерное выражение
лица больного при перитоните, являющееся
симптомом заболевания. Аристотель, гениальный
энциклопедист и логик, привел в систему
соответствие черт лица душевным качествам
людей. Он указал признаки характера кроткого,
гневного, злобного, завистливого, трусливого:
«прямолинейные брови указывают на кроткий
характер, притянутые к корню носа – на
брюзгливый, низко расположенные брови
– признак завистливости». Физиогномические
положения Аристотеля долго служили основой
для последующих авторов. Да и современные
врачи и психологи подтверждают справедливость
описательных характеристик, данных Аристотелем.
История
искусства чтения лиц
С древнейших времен люди стремились по внешним признакам судить о внутреннем состоянии человека. Любой уважающий себя жрец, шаман или лекарь в совершенстве владел наукой "чтения" лица, определяя по нему не только болезни, но и характер и будущее человека...
Физиогномика как наука о строении лица, впитавшая в себя мудрость древних цивилизаций, XX век встретила в неопределенно двойственном состоянии. Наш век точных технологий хоть и опирается в некоторых своих исследованиях на этот бесценный опыт, как на фундамент, но с другой стороны, вроде бы и не признает за физиогномикой права называться наукой. В какой-то степени этому способствует великое множество "популярной" литературы: мол, стоит взглянуть на лицо человека, и все сразу станет понятно - определенная форма глаз заставит сильно задуматься, конфигурация носа и вовсе диагноз, а уж о подбородке и говорить нечего - он точно выдаст своего владельца.
С древнейших времен люди стремились по внешним признакам судить о внутреннем состоянии человека. Любой уважающий себя жрец, шаман или лекарь в совершенстве владел наукой "чтения" лица, определяя по нему не только болезни, но и характер и будущее человека. 5000 лет назад греческий мыслитель Гермес Трисмегист высказал гениальную мысль: "Что внутри, то и снаружи". Наши великие предки были уверены, что тело не лжет, оно как зеркало отражает фактическое положение вещей.
Современные ученые согласны со своими предшественниками в том, что наружные покровы человека представляют собой гигантскую сигнальную систему, состоящую из множества информационных знаков, позволяющих судить если не о характере человека в целом, то уж точно о наличии у него тех или иных болезней.
Итак, физиогномика
- это учение о внешних проявлениях
и признаках наблюдаемых
В Средние
века отдельные взгляды
Эстафету Лафатера принял в середине XIX века известный психиатр и криминалист профессор Туринского университета Чезаре Ломброзо, труды которого по физиогномике переводятся и издаются и поныне. Основываясь на исследовании 4000 преступников, Ломброзо вывел теорию, согласно которой имеется целый ряд черт лица, указывающий на предрасположенность человека к совершению преступлений.
Основные представления
физиогномики зародились в древности
на основе представления о
Очень интересным путем развивалась физиогномика в странах Древнего Востока. Здесь очень большой популярностью пользовалась кийяфа - искусство бедуинов, способных читать человеческое лицо как открытую книгу. Умение это бережно передавалось из поколения в поколения по мужской линии. Так, человек, по обличию схожий со львом, объявлялся отважным, милосердным, гордым и терпеливым; похожий на леопарда - хвастливым, злопамятным и вероломным; высокий лоб свидетельствовал о глупости, узкий лоб - о ловкости движений, а залысины - о низости духа. Глаза средней величины говорили об уме и хорошем характере, неподвижный взор - о скудоумии. Огромное значение бедуины также придавали родинкам.
В Средние века богатые арабы, выбирая на рынке рабов, целиком и полностью опирались на приметы лица.
А столь популярная в наши дни наука Древнего Востока, основанная на акупунктуре? Это прямой наследник разработок восточных ученых - физиогномистов, считавших, что все внутренние органы человека имеют свой выход, отражение на внешних покровах.
Особенно большое развитие искусство чтения лиц получило в Японии, где и сегодня в отличие от прагматической Европы оно весьма востребовано.
Например, для удобства чтения японцы условно делят лицо человека на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю.
Верхняя зона - это лобная часть, отражает весь жизненный путь человека. По этой зоне физиогномисты получают информацию за период жизни от 15 до 30 лет, а также в глубокой старости. Правильная форма и прекрасный цвет кожи лба свидетельствуют о превосходном состоянии тела и духа.
Средняя зона - от бровей до кончика носа - представляет жизненный путь от 35 до 50 лет. Гармоничность данной области свидетельствует об уравновешенности психики.
Нижняя зона - от кончика носа до подбородка - дает информацию о периоде жизни от 50 до 77 лет. Правильные формы этого участка говорят о спокойном характере.
Итак
необходимо помнить, что возник он более
трех тысяч лет назад, и истоки его уходят
корнями в прошлое древних культур Китая,
Японии, Индии. Сохранившись на протяжении
веков, глазное прорицание в наши дни преобразовалось
во вполне научный метод глазной диагностики.
Трактат "Физиогномика"
Стоит обратить внимание на один трактат Аристотеля, этот трактат называется "Physiognömica" здесь развивается учение о том или ином совпадении наружности человека и его внутреннего мира. Этот внутренний мир Аристотель называет здесь разными терминами, употребляя то слово pathos, что буквальйо значит "аффект", то термин dianoia, что буквально значит "рассудок", то просто psychё, "душа". В подлинном смысле слова здесь вовсе нет речи специально об аффектах, специально о рассудке или о душе. Pathos здесь, скорее, просто переживание или "душевное состояние". Что же касается термина dianoia, то в данном трактате это меньше всего "рассудок". Скорее, это тоже то или иное "переживание", где греческая приставка dia указывает только на разнообразие душевных переживаний вообще. Слово же "душа" в данном случае едва ли требует какого-нибудь специального определения и обозначает собою либо просто внутренний мир человека, либо опять-таки то или иное частичное психическое состояние или переживание.
Вступление Аристотеля в его "Физиогномику".
Греческое слово, которым назван данный трактат, по-русски необходимо передавать как "физиогномика".
а) Сначала Аристотель, еще до определения физиогномики, рассуждает об ее общей возможности. Она возможна, по Аристотелю, уже по одному тому, что душа и тело не существуют отдельно, а всегда влияют одно на другое. Этот общеизвестный факт он излагает следующим образом.
Информация о работе Аристотель и его физиогномические положения