Основы организации безналичных расчетов

Автор: Анастасия Самохина, 08 Августа 2010 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяй-ственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных цен-ностей и оказанием услуг, завершаются денежны¬ми расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных рас-четов с использованием безналичных денег гораздо пред¬почтительнее платежей наличными деньга¬ми, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по причине экономии, так и с целью изучения и регулирования макроэконо-мических процессов.
Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования на-личных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредит-ных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокраще-нии наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения.

Содержимое архива - 1 файл

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ - КОНТР.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

Введение 

    В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку  достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по причине экономии, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

    Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.  Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения.

    Организатором безналичных расчетов в РФ, методическим центром по разработке правил, форм и сроков расчетов, стандартов платежных документов является ЦБ РФ. Банк России — орган, координирующий, регулирующий и лицензирующий организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Через свои учреждения он осуществляет расчеты между кредитными организациями и в целом отвечает за эффективное и бесперебойное функционирование отечественной системы расчетов. Непосредственным осуществлением межхозяйственных расчетных операций по поручению клиентов занимаются коммерческие банки. Платежно-расчетная функция коммерческих банков, наряду с приемом депозитов и выдачей ссуд, относится к числу важнейших банковских операций. Подсчитано, что на осуществление расчетов приходится не менее 2/3 всего операционного времени банковского персонала.

     1. Организация и  основные формы безналичных расчетов 

     Безналичные расчеты производятся в соответствии со следующими правилами:

     • банк принимает на себя обязательство  хранить денежные средства клиента, зачислять на его расчетный и другие, счета поступающие суммы, выполнять распоряжения клиента о перечислении средств и выдаче их наличными;

     • средства с расчетного счета списываются  на основании документально оформленного распоряжения владельца счета;  

     • без распоряжения клиента денежные средства списываются лишь по решению суда и в других законодательно установленных случаях;

     • при наличии на счете клиента  денежных сумм, достаточных для удовлетворения всех требований, предъявленных счету, средства списываются в соответствии с распоряжениями клиента и другими документами на списание в порядке календарной очередности, если иное не предусмотрено законом;

     • при недостаточности денежных средств  на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание сумм в покрытие обязательств предприятия осуществляется в очередности, установленной законом.

     В первую очередь списываются суммы, присужденные судом и оформленные исполнительными листами, предусматривающими перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.

     Во  вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплату вознаграждений по авторским договорам.

     В третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования.

     В четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.

     В пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

     В шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности поступления документов.

     Списание  средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

     Формы расчетов между плательщиком и получателем  средств определяются в договоре.

     Расчеты платежными поручениями  являются широко распространенной формой расчетов по товарным и нетоварным операциям. Как правило, ими оформляются предварительная оплата товаров и услуг. В таком случае составляется платежное поручение на сумму предварительного взноса, а после выполнения условий договора вносится остаток суммы сделки. Допустимая сумма предварительной оплаты не должна превышать 50% суммы договора, в этом случае сохраняется паритет сторон. При требовании поставщика внести 100% суммы в виде аванса нарушаются права покупателя, который изымает из своего оборота денежные средства и по сути кредитует поставщика. Такая форма расчетов целесообразна лишь при условии предоставления покупателю значительных скидок. Схема расчетов платежными поручениями представлена на рис. 1.

     Расчеты плановыми платежами используются при наличии долговременных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями, связанных с равномерными и постоянными поставками товаров и услуг. Эта форма предполагает оплату не конкретной поставки, а периодическое перечисление платежными поручениями заранее оговоренных сумм в соответствии с планом поставки. Регулярно проводится сверка взаимных обязательств и разница погашается той или иной стороной.

       

     Рис. 1. Схема расчетов платежными поручениями.

     1. Плательщик (покупатель) представляет  в свой банк платежное поручение.

     2. Банк покупателя списывает со  счета плательщика (покупателя) деньги. 3. Банк покупателя направляет в банк поставщика платежное поручение. 4. Банк поставщика зачисляет деньги на счет поставщика в соответствии с платежным поручением. 5. Банки выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов 

     Платежные требования-поручения  представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных документов (счета-фактуры, накладных, товарно-транспортных накладных и др.) стоимость товаров и услуг. Непременным условием этой формы платежа является согласие плательщика на списание денежных средств с его счета. Такое согласие называется акцептом. Акцепт оформляется подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляется печатью. Отказ от акцепта платежного требования-поручения заявляется в течение трех рабочих дней, не считая дня поступления его в банк плательщика. Отказ должен быть обоснован и подтвержден ссылками на условия договора. Безакцептно могут списываться лишь требования, разрешенные в законодательном порядке. Схема расчетов платежными требованиями-поручениями представлена на рис. 2. 

       

     Рис. 2. Схема расчетов платежными требованиями-поручениями; 

     1. Отгрузка продукции поставщиком в адрес покупателя. 2. Передача поставщиком платежного требования-поручения банку покупателя вместе с отгрузочными документами. 3. Банк передает покупателю полученные документы для принятия решения по поводу оплаты (акцепта) или отказа от акцепта. 4. Возврат акцептованных платежных документов покупателем в свой банк для оплаты. 5. Передача банком отгрузочных документов плательщику. 6. Банк покупателя списывает средства с расчетного счета покупателя. 7. Банк покупателя направляет платежные документы в банк поставщика. 8. Банк поставщика зачисляет средства на расчетный счет поставщика. 9. Банки выдают выписки с расчетных счетов своим клиентам. 

     Аккредитивная форма используется только при иногородних  расчетах. Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика оплатить сумму, предусмотренную в аккредитивном заявлении на условиях предоставления поставщиком соответствующих документов. Аккредитивы бывают покрытыми (депонированными) и непокрытыми (гарантированными). Покрытые аккредитивы предполагают предварительное депонирование средств плательщика на специальном счете в банке. По окончании срока аккредитива неиспользованный остаток зачисляется обратно на счет клиента. Выдача непокрытых аккредитивов производится банками под свою гарантию платежеспособным первоклассным клиентам. На каждом аккредитиве указывается его вид — отзывный или безотзывный. При отсутствии указания он считается отзывным. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком покупателя по его поручению без согласования с поставщиком. Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт.

     Аккредитивная форма ускоряет расчеты между  покупателями и поставщиками, в то же время имеет значительное преимущество по сравнению с предварительной оплатой. Исключается бестоварное движение денежных средств. Даже при использовании покрытых аккредитивов денежные средства плательщика не служат бесплатными кредитными ресурсами для получателя, а лишь депонируются банком для обеспечения своих гарантий. Поставщик получает оплату сразу же после осуществления отгрузки товаров в адрес покупателя и предъявления отгрузочных документов в свой банк. Схема расчетов при помощи аккредитива показана на рис. 3.

       

     Рис. 3. Схема расчетов при помощи аккредитива

     1.  Покупатель представляет в свой  банк заявление на открытие  аккредитива.

     2. В банке покупателя открывается  аккредитив путем бронирования  средств на специальном счете. 3. Покупателю выдается расписка банка об открытии аккредитива. 4. Банк покупателя извещает банк поставщика об открытии аккредитива. 5. В банке поставщика открывается аккредитив на специальном счете. 6. Банк извещает поставщика об открытии аккредитива. 7. Поставщик отгружает продукцию покупателю. 8. Поставщик предъявляет в свой банк реестр счетов и отгрузочные документы на получение средств аккредитива. 9. В банке поставщика зачисляется сумма реестра счетов с аккредитива на счет поставщика, аккредитив в банке поставщика закрывается. 10. Документы об оплате передаются банком поставщика банку покупателя. 11. В банке покупателя списывается сумма оплаты со специального счета, аккредитив закрывается. 12. Банки выдают своим клиентам выписки с расчетных счетов. 

     Расчетные чеки используются при расчетах в момент совершения хозяйственных операций. Расчетный чек выписывается покупателем и передается получателю, который затем предъявляет чек в свой банк для оплаты. Как и аккредитив, чеки могут быть покрытыми за счет средств клиента, зачисленных на специальный счет в банке, и непокрытыми, т.е. гарантированными банком. На основании заявления клиента банк выдает ему чековую книжку на общую сумму, требующую расчета чеками. На обороте каждого чека проставляется сумма лимита. Выписанные чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки. Расчеты чеками также ускоряют оборот денежных средств, они удобны для расчетов за мелкие партии товаров при закупках в магазинах мелкого опта.

     Товарообменные  операции. Осуществление  взаимозачетов и  взаиморасчетов. В современной российской экономике значительное место занимают так называемые товарообменные (бартерные) операции. Их появление вызвано отсутствием платежных средств у предприятий — контрагентов. Бартерная сделка — это безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформленный единым договором (контрактом). Оценка товаров производится для обеспечения эквивалентности обмена, а также для определения таможенной стоимости при экспортно-импортных операциях. Условием эквивалентности являются их договорная цена, а в международных расчетах — мировые цены. Товарообменные операции основаны на договоре мены. Договор мены регулируется гл. 31 ГК РФ и представляет собой соглашение, по которому каждая из сторон, участвующих в договоре, обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. При договоре мены каждая из сторон выступает одновременно и продавцом и покупателем. В соответствии с законодательством стоимость товаров, подлежащих обмену, признается равноценной, если только в договоре не указывается их неравнозначная стоимость. В последнем случае сторона, передающая товар, цена на который ниже стоимости получаемого в обмен товара, должна произвести доплату или поставить больше товара. Расходы на передачу и принятие товаров осуществляются той стороной, которая обязалась по договору нести эти расходы.

Информация о работе Основы организации безналичных расчетов