Автор: Дарья Бахарева, 06 Августа 2010 в 19:29, реферат
Развитие любого общества всегда связано с определенной территорией. Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно география, демография, социология, регионология и др. Как известно, среди многих проблем регионального развития наиболее сложными и важными являются экономические проблемы. Региональная экономика призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем).
Региональная экономика — сравнительно молодая наука и учебная дисциплина. На Западе данная отрасль знаний, которая более известна там как региональная наука, сформировалась в 50-х гг. ХХ в. Идеологом и непосредственным организатором ее признан У. Айзард. Как о науке в нашей стране о ней заговорили в 70-х гг. ХХ в., а как об учебном предмете — лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг.
Предмет
региональной экономики. Развитие любого
общества всегда связано с определенной
территорией. Изучением пространственных
аспектов развития общества занимается
множество наук, а именно география, демография,
социология, регионология и др. Как известно,
среди многих проблем регионального развития
наиболее сложными и важными являются
экономические проблемы. Региональная
экономика призвана изучать закономерности
и проблемы функционирования и развития
экономики страны как системы взаимодействующих
регионов (экономических зон, крупных экономических
районов, субъектов Федерации, территориально-
Региональная экономика — сравнительно молодая наука и учебная дисциплина. На Западе данная отрасль знаний, которая более известна там как региональная наука, сформировалась в 50-х гг. ХХ в. Идеологом и непосредственным организатором ее признан У. Айзард. Как о науке в нашей стране о ней заговорили в 70-х гг. ХХ в., а как об учебном предмете — лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг.
Курс региональной экономики взаимосвязан со многими другими экономическими и иными науками. Он затрагивает области экономической теории, региональной демографии, социологии, культурологии, политологии и прочих наук. По мнению академика А. Г. Гранберга, региональная экономика по своей значимости должна занять одно из центральных мест в экономической науке в целом: «...ядро экономической науки будет строиться как трехполюсная система: макроэкономика, микроэкономика, региональная экономика» [16, с. 33].
Предмет региональной экономики в различных научных трудах и учебниках трактуется по-разному, очерчивая тот круг задач, которые призвана решать эта наука [1, с. 72]. По словам основателя отечественной региональной экономической науки Н. Н. Некрасова, региональная экономика «...изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе... Рациональное размещение производительных сил рассматривается как основа, главная составная часть региональной экономики» [42, с. 19].
А. Г. Гранберг делает упор на необходимость системного подхода к определению предмета этой науки: «...предмет региональной экономики в широком смысле сложен, многосторонен. Его главными составляющими являются: экономика отдельного региона, экономические связи между регионами; региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов); размещение производительных сил; региональные аспекты экономической жизни» [17, с. 14]. Имеется мнение, что главной задачей региональной экономики на современном этапе являются изучение и решение региональных проблем экономической реформы. «Курс региональной экономики призван отразить современные научные взгляды на проявления и тенденции общественного территориального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции. В нем учитываются как относительная устойчивость в постсоветском экономическом пространстве сложившегося ранее территориального разделения труда, так и трансформация территориально-хозяйственной структуры из-за изменения геополитического и социально-экономического положения России» [24, с. 19].
Предметом региональной экономики является исследование пространственных проблем экономического развития национальной экономики, определение путей и механизмов их решения.
Объект исследования региональной экономики. Объектами исследования региональной экономики являются территориальные аспекты социально-экономической системы страны, функционирование территориальных подсистем национальной экономики, их отдельных элементов и взаимодействия между ними, а также механизмы управления социально-экономическим развитием регионов.
Методы исследования региональной экономики. В региональной экономике как науке используются различные методы исследования: программно-целевой, балансовый, нормативный, методы социологических исследований и экономико-математического моделирования.
Программно-целевой метод можно охарактеризовать как метод постановки целей и задач социально-экономического развития региона, как метод реализации взаимоувязанных мероприятий по достижению этих целей и задач в намеченные сроки. При его использовании система целей и задач становится исходным пунктом регионального управления, каждой региональной проблеме соответствует программа ее решения. Таким образом, реализация этого метода происходит через разработку и выполнение целевых комплексных программ, концентрирующих всю совокупность мероприятий по решению конкретных проблем. Применение программно-целевого метода в управлении региональной экономикой является достаточно эффективным при соблюдении определенных требований:
Балансовый метод является одним из традиционных и ведущих методов, используемых в деятельности региональных органов власти. Сущность его состоит в том, что при обосновании разделов, показателей региональных экономических документов (концепций, схем, прогнозов, планов, программ) используется такая совокупность приемов, которая позволяет увязать потребности с возможными ресурсами, обеспечить согласованность взаимозависимых показателей. И как бы ни были различны показатели, цель этих приемов одна — добиться равновесия, иными словами — баланса, между показателями. Этот метод является конкретной формой реализации принципа пропорциональности.
Использование балансового метода в системе регионального управления позволяет: выбрать наиболее рациональные соотношения между отраслями, определяющими хозяйственный профиль региона, и отраслями, дополняющими территориальный комплекс; разработать экономически обоснованные варианты размещения производства; оценить целесообразность размещения нового хозяйственного объекта на конкретной территории; определить его мощность и стоимость; определить потребность региона в ресурсах, товарах, рабочей силе; оценить степень удовлетворения региона в продукции за счет собственного производства и объема вывоза (ввоза) необходимой продукции. Практическое применение балансового метода в управлении региональной экономикой означает разработку системы балансов. Система региональных балансов и балансов расчетов незаменима при: анализе и определении необходимых пропорций регионального воспроизводственного процесса; выявлении диспропорций в развитии хозяйственного комплекса региона и принятии мер по их устранению и предупреждению; выявлении резервов дальнейшего развития производства и эффективном распределении ресурсов в целях обеспечения производства необходимого обществу товара; разработке и осуществлении рациональных внутриотраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных связей.
К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий в бывшем СССР балансы разрабатывались изолированно друг от друга, без взаимной увязки. В настоящее время происходит как бы возрождение балансового метода. В условиях перехода к рыночной экономике он может быть использован и как метод координации, согласованности, увязки отдельных разделов, показателей региональных прогнозов, планов, целевых комплексных программ, и как метод выявления узких мест и диспропорций в социально-экономическом развитии региона.
Нормативный метод представляет собой метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные, экономические, социальные, технологические явления и процессы. Нормы и нормативы представляют собой необходимую базу научной разработки региональных прогнозов, планов, программ, балансов, технико-экономических проектов. Если общим выражением пропорций является балансовый метод, то частным, единичным выражением пропорций — нормативный метод. Этим определяется тесная связь нормативного метода с балансовым. Однако нормативный метод имеет большое самостоятельное значение в регулировании социально-экономических и экологических процессов, в частности через использование норм и нормативов в определении потребностей в сырье, материалах, товарах, услугах потребительского бюджета и т. д. Состав норм и нормативов весьма разнообразен. Существуют три подсистемы норм и нормативов:
Ё ресурсная подсистема (нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции, услуг, использования производственных мощностей; удельные капитальные вложения; нормы продолжительности строительства и т. д.);
Ё подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на один рубль затрат, фондоотдача, производительность труда и т. д.);
Ё подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя заработная плата, потребление продуктов питания на душу населения, потребительский бюджет, предельно допустимые концентрации вредных веществ и т. д.).
В современных условиях большое значение приобретают создание единой научно обоснованной системы норм и нормативов, их дифференциация на региональном уровне и поэтапное введение в каждом регионе с учетом имеющихся материальных и финансовых ресурсов. Особое внимание следует обратить на разработку научно обоснованных социальных норм и нормативов, а также норм, регулирующих финансовые отношения работодателей с бюджетами разных уровней: федерального, регионального, местного.
Методы социологических исследований находят все большее применение в управлении региональной экономикой. Они напрямую связаны с практической сферой. Задачи, решаемые прикладной социологией, зависят от регулирования конкретных социально-экономических процессов, прогнозирования, планирования и управления в четко очерченных сферах жизни. Например, в сфере развития какой-либо отрасли экономики региона могут решаться такие задачи:
Методы экономико-математического моделирования представляют собой совокупность способов (приемов) расчета социально-экономических показателей с применением прикладной математики и математической статистики. Достаточно распространенными моделями региональной экономики являются модели региона, модели размещения, межрегиональные модели национальной экономики. Их применение позволяет выявить взаимосвязи в экономике региона, обосновать изменение социально-экономических показателей, осуществлять многовариантные расчеты региональных прогнозов, программ и других разработок и выбрать из них оптимальный.
Центральное место в моделировании региональной экономики занимают модели региона — межотраслевой баланс и его модификации. Методология разработки таких балансов является достаточно отработанной.
Моделирование размещения можно представить моделями транспортировки грузов (классическая транспортная задача), размещения производства (модель размещения сельскохозяйственного производства, производственно-транспортные модели), миграции населения. К межрегиональным моделям национальной экономики относятся: межрегиональный межотраслевой баланс, модель экономического взаимодействия регионов.
В условиях перехода регионов к рыночным условиям, для которого характерны неустойчивость экономических процессов, непоследовательная экономическая политика, создаются определенные трудности для моделирования. В то же время выдвигаются новые требования к моделированию в связи с появлением необходимости количественной оценки кризисных ситуаций, последствий распада, сложившихся хозяйственных связей и т. д. С этой целью создаются новые теории, математический аппарат, модели. В настоящее время проведение работы по моделированию затрудняется по причине недостаточности информации: имеются серьезные проблемы с получением информации о частном секторе, о развитии теневой экономики, с динамическими рядами сопоставимых данных, отсутствующих в связи с переводом статистики на новую методологию. Благоприятным условием для развития моделирования региональной экономики является компьютеризация.
Возникновение и развитие территориально-экономических исследований. Современная региональная наука в России прошла достаточно длинный путь развития. Первый этап — с 20-х по 70-е гг. ХХ в. — был ознаменован началом широкомасштабных практических территориально-экономических исследований и созданием предпосылок для формирования региональной экономики.
В начале 1920-х гг. деятельность научных коллективов сосредоточилась главным образом на подготовке совместно с плановыми органами известного плана электрификации России — ГОЭЛРО, явившегося первым опытом разработки единой государственной программы возрождения и переустройства народного хозяйства. Основную часть плана составляли прогнозные проектировки на 10—15 лет в региональном разрезе — программы электрификации и развития хозяйства восьми экономических районов.
Широкий разворот научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, связанных с территориальным развитием, пришелся на период ускоренной индустриализации СССР, успешно проведенной в годы «великого подъема» (1928—1940).