Валютное регулирование

Автор: Рогова Татьяна, 05 Августа 2010 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета.
Одной из важнейших функций системы коммерческих банков является перечень операций на валютном рынке. Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений осуществляется через рыночный механизм, а также посредством воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого государство использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка).

Содержание работы

Введение 1
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования системы валютного контроля 3
1.1 Сущность, цели и методы валютного контроля 3
1.2 Становление и развитие валютного контроля в РФ 17
1.3 Мировой опыт создания и организации валютного контроля 24
Глава 2 Практика валютного регулирования и государственного финансового контроля валютных операций 31
2.1 Правовые основы валютного регулирования в РФ 31
2.2 Ответственность за нарушение валютного законодательства и анализ правоприменительной практики валютного регулирования 39
п. 1 ст. 15.25 Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. КоАП РФ 40
п. 4 ст. 19.4 Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) 42
ст. 19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения 43
ст. 19.7 Непредставление сведений (информации) 43
Глава 3. Анализ эффективности системы валютного контроля в РФ. 48
3.1. Практика применения на примере банка «Российский капитал» 48
3.2. Понятие внешнеэкономической сделки 56
3.3. Перспективы развития валютного контроля в РФ 65
Заключение 70
Список используемой литературы 73

Содержимое архива - 1 файл

валютное регулирование 07 06.docx

— 127.21 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение 1

Глава 1 Теоретические аспекты  функционирования системы  валютного контроля 3

1.1 Сущность, цели и методы валютного контроля 3

1.2 Становление и развитие валютного контроля в РФ 17

1.3     Мировой опыт создания и организации валютного контроля 24

Глава 2 Практика валютного  регулирования и  государственного финансового  контроля валютных операций 31

2.1 Правовые основы  валютного регулирования  в РФ 31

2.2 Ответственность  за нарушение валютного  законодательства  и анализ правоприменительной  практики валютного  регулирования 39

    п. 1 ст. 15.25 Нарушение  валютного законодательства Российской Федерации  и актов органов  валютного регулирования. КоАП РФ 40

    п. 4 ст. 19.4  Неповиновение  законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего  государственный  надзор (контроль) 42

    ст. 19.6 Непринятие мер  по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного  правонарушения 43

    ст. 19.7 Непредставление  сведений (информации) 43

Глава 3. Анализ эффективности  системы валютного  контроля в РФ. 48

3.1. Практика применения  на примере банка  «Российский капитал» 48

3.2. Понятие внешнеэкономической  сделки 56

3.3. Перспективы развития  валютного контроля  в РФ 65

Заключение 70

Список  используемой литературы 73

 

Введение

     Коммерческие  банки - основное звено кредитной  системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах  коммерческого расчета.

     Одной из важнейших функций системы  коммерческих банков является перечень операций на валютном рынке. Внешнеэкономические  связи, международные валютные и  кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование  этих отношений осуществляется через  рыночный механизм, а также посредством  воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию  порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для  этого государство использует как  прямые (издание законодательных  актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие  на субъектов валютного рынка).

     На  сегодняшний день коммерческие банки, формируя валютную политику, сталкиваются с необходимостью решения ряда проблем, наиболее важными из которых являются:

     своевременное реагирование на процесс глобализации, а именно, на скорость экономических  перемен;

     решение двух полярных задач: осуществление  реального валютного контроля и  сохранение своих клиентов, поскольку, с одной стороны, будучи уполномоченными, банки являются агентами валютного  контроля, в соответствии с законодательством  и условиями соблюдения мер экономической  политики; а с другой, в отличие  от государственных институтов исполнительной власти они заинтересованы в получении  прибыли в том числе и от обеспечения выполнения валютных операций;

     регулирование цивилизованных рыночных отношений  в соответствии с государственной  валютной стратегией, учитывающей все  противоречия рыночной экономики, основные черты которой вышли на глобальный уровень, проявляющейся в создании концепции долгосрочного развития банковской организации, определяющей сферу средств и форм деятельности системы взаимоотношений внутри организации и направленные на достижение конкурентного преимущества.

     Вышеизложенное  позволяет утверждать, что теория валютного регулирования и ее инструментов в современных условиях имеет особую актуальность, стимулируя теоретические исследования в этой сфере.

     Целью данной работы является анализ деятельности коммерческих банков на валютном рынке, исследование проблематик с которыми сталкиваются кредитные учреждения и перспектив развития валютного  регулирования в России.

     Исходя  из темы работы, а также поставленной цели, был сформулирован ряд задач:

     1. Изучить специализированную литературу  по дисциплине «Банковское дело» на тему работы

     2. Обосновать и охарактеризовать  понятие «валютное регулирование».

     3. Обосновать сущность коммерческих  банков в развитии валютного  рынка.

     4. Обосновать сущность правового  регулирования валютного рынка.

     5. Подвести итог результатов проделанной  работы.

 

      Глава 1 Теоретические аспекты  функционирования системы  валютного контроля

    1. Сущность, цели и методы валютного  контроля

     Одним из наиболее часто встречающихся  определений валютного контроля является определение его как  вида государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности, осуществляемый в целях охраны публичных  интересов государства. На самом  деле валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики стран. Конечная цель валютного регулирования в странах с внутренне конвертируемой валютой - свободная конвертируемость национальной валюты. Тактические цели валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции, которые прежде всего связаны с основными макроэкономическими показателями. Среди данных характеристик наиболее существенными являются:

      • низкая конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке,
      • недостаточная эффективность инвестиций,
      • высокая инфляция,
      • высокий уровень долгового бремени,
      • плохая кредитная история,
      • близкая к монопродуктовой структура экспорта,
      • неразвитость современных рыночных институтов,
      • недостаточное урегулирование отношений собственности.

     В той или иной степени все перечисленное  присуще российской экономике, и  переход к конвертируемости предполагает последовательный процесс доведения  фундаментальных экономических  показателей до приемлемого уровня. В конечном счете конвертируемость национальной валюты и ее обменный курс только отражают уровень развития и стабильность национальной экономики. В случае несоответствия уровня развития экономики взятым обязательствам по конвертируемости неизбежно наступает  насильственное разрешение накопленных  противоречий в виде финансовых кризисов, девальваций и программ стабилизации. Последнее утверждение относится  и к наиболее развитым экономикам.

     Валютное  регулирование  носит публично-правовой характер, поскольку эта деятельность направлена на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с  валютными ценностями, с помощью  которого государство ставит под  свой контроль валютные операции, а  также предоставление иностранным  юридическим и физическим лицам  кредитов и займов, ввоз, вывоз и  перевод валюты за границу в целях  поддержания равновесия платежного баланса и устойчивости валюты1. Валютное регулирование реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля. К валютным ограничениям относятся: обязательная продажа государству части валютной выручки (в обмен на национальную валюту по официальному курсу), регулирование перевода и платежей за границу, репатриация прибыли, ограничение прав физических и юридических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой2.

     Так, Закон о валютном регулировании  и валютном контроле устанавливает  правовые основы и принципы валютного  регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, также определяет права и обязанности  резидентов и нерезидентов в отношении  владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Закон определяет права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования  и распоряжения валютой РФ и внутренними  ценными бумагами, а также права  и обязанности органов валютного  контроля и агентов валютного  контроля. Законодательство о валютном регулировании и валютном контроле определяет участников валютных отношений, отличающихся друг от друга содержанием  своих прав и обязанностей. Так, участниками  валютных отношений являются резиденты  и нерезиденты, статус данных участников валютных отношений различается.

    В соответствии с действующей на сегодняшний  день редакцией закона резиденты  разделены на две группы - физические и юридические лица и публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования). Находящиеся за пределами территории РФ обособленные подразделения юридических  лиц - резидентов (филиалы, представительства  и т.п.) и официальные представительства  РФ юридическими лицами не являются, поэтому  они не относятся к числу резидентов.

    Гражданин РФ предполагается резидентом, пока не доказано обратное. Статус нерезидента  гражданин РФ может приобрести лишь в случае признания его постоянно  проживающим в иностранном государстве  в соответствии с законодательством  этого государства. При этом речь идет не о продолжительности проживания гражданина РФ в иностранном государстве, а о факте наличия у него статуса постоянного жителя такого государства. Доказательством наличия  у гражданина РФ этого статуса  является принятие консульским учреждением  РФ в соответствующем иностранном  государстве такого гражданина РФ на консульский учет в качестве постоянного  жителя данного государства (в настоящее  время это обстоятельство удостоверяется путем проставления в заграничном  паспорте гражданина РФ соответствующей  консульской отметки). В соответствии со ст. 25 Консульского устава СССР, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г., консул ведет учет постоянно проживающих и временно находящихся в его округе граждан  РФ. Только учетная отметка российского  консульского учреждения может признаваться достоверным доказательством наличия  у гражданина РФ статуса постоянного  жителя иностранного государства.

    Иностранные граждане и лица без гражданства  предполагаются нерезидентами, если они  не проживают постоянно на территории РФ на основании вида на жительство. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

    Перечень  резидентов в п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона является закрытым, в то время как перечень нерезидентов в п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона оставлен открытым. Поэтому лицо, не входящее в перечень видов резидентов и  не относящееся ни к одной из категорий  нерезидентов, в силу п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона признается нерезидентом.

       Закон также определяет виды  валютных операций, которые осуществляются  между резидентами, а также  резидентами и нерезидентами.  Валютная операция представляет  собой совокупность юридических  и фактических действий участников  валютных отношений, регламентированных  частноправовыми и публично-правовыми  нормами и направленных на  возникновение, изменение или  прекращение прав и обязанностей  относительно валютных ценностей.3

Информация о работе Валютное регулирование