Банковские услуги

Автор: Анастасия Кочеткова, 04 Августа 2010 в 18:36, реферат

Краткое описание

Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и организациям, а также населению. В последние десять-двадцать лет банковское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень. Этот уровень предполагает, в частности, охват большинства населения банковскими услугами. Так, в Великобритании, Франции, Германии около 80% взрослого населения имеют текущий счет или вклад в банке. Что касается занятой части населения, то 95% ее имеют счет либо в банке, либо в страховом обществе, либо в нескольких кредитно-финансовых институтах.

Содержание работы

Перечень сокращений и условных обозначений……………..………….…………………….3
Введение………..…………………………………………………….…………………………...4
1 Сущность, понятия и классификация банковских услуг…………………………………...5
1.1 Понятия и отличия банковских услуг и операций………………………………….5
1.2 Классификация банковских услуг.……………………………………………………6
2 Нетрадиционные банковские услуги.…………………………………………………………9
2.1 Факторинговые услуги.…..…………………………………………………………....9
Трастовые услуги……………………………………………………………………...10
Лизинговые операции………………………………………………………………...12
3. Электронные банковские услуги…………………………….…………………………….....13
Заключение………..…………………………………………………….………………………..17
Список использованных источников……………………….………………………………….18
Приложение А Классификация банковских услуг …………….………………………...….19

Содержимое архива - 1 файл

Настя реферат.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

          СОДЕРЖАНИЕ 
           

     Перечень сокращений и условных обозначений……………..………….…………………….3

     Введение………..…………………………………………………….…………………………...4

     1  Сущность, понятия и классификация банковских услуг…………………………………...5

              1.1  Понятия и отличия банковских услуг и операций………………………………….5

             1.2 Классификация банковских услуг.……………………………………………………6

     2 Нетрадиционные банковские услуги.…………………………………………………………9

              2.1  Факторинговые услуги.…..…………………………………………………………....9

    1. Трастовые услуги……………………………………………………………………...10
    2. Лизинговые операции………………………………………………………………...12

     3. Электронные банковские услуги…………………………….…………………………….....13

     Заключение………..…………………………………………………….………………………..17

     Список использованных источников……………………….………………………………….18

     Приложение А   Классификация банковских услуг …………….………………………...….19

 

      ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
 
 

     НБУ – Национальный банк Украины

     НДС – Налог на добавленную стоимость

 

      Введение 
 

     Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора  предоставления все большего числа услуг своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и организациям, а также населению. В последние десять-двадцать лет банковское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень. Этот уровень предполагает, в частности, охват большинства населения банковскими услугами. Так, в Великобритании, Франции, Германии около 80% взрослого населения имеют текущий счет или вклад в банке. Что касается занятой части населения, то 95% ее имеют счет либо в банке, либо в страховом обществе, либо в нескольких кредитно-финансовых институтах.

     С переходом к системе рыночных отношений в банковском деле одной  из актуальных становится проблема детального изучения роли и места банковских услуг в общей совокупности операций коммерческих банков, причин появления и развития новых услуг, а также их влияния на показатели доходности и ликвидности банков. Поиски ответов на эти вопросы будут способствовать развитию банковского дела в нашей стране, более полному удовлетворению потребностей субъектов экономики и государства в банковских услугах.

 

  1. СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

     1.1   Понятие и отличия банковских  услуг и операций

 
 

     В зарубежной и отечественной литературе отсутствует единый подход к определению  элементов, характеризующих рынок банковских услуг. Систематический анализ современной научной литературы позволяет выявить четыре основных подхода к  определению понятия «банковская услуга» и его отличие от понятия «банковская операция».

     В первую очередь выделяют денежный подход, основными сторонниками которого являются О.И.Лаврушин [2, c. 15] , Ю.В.Головин [3, c. 14] и др.

     Денежный  подход объединяет достаточно большое  количество сторонников, каждый из которых  вносит свой вклад в данную концепцию. Вместе с тем объединяющим началом сторонников данного подхода является «неденежная» состовляющая как ключевая характеристика деятельности банка. В рамках данного направления справаедливо отмечается, что банк следует рассматривать как специфическое предприятие. К сожалению, анализ исследованной литературы не позволяет сделать однозначный вывод о четком разграничении в данной концепции понятий «услуга» и «операция». Однако следует заметить, что под банковской услугой некоторые авторы понимают «услуги денежного характера» или услуги, обозначающие перемещение денег, в том числе их перемещение со счета на счет и создание денежных фондов [12, c. 24].

     Распространенным  также является лингвистический («индиффирентный» или «маркетинговый») подход, сторонниками которого являются Э.А. Уткин [13] , С.А.Гурьянов [6, c. 25] и т.д. В рамках данного подхода господствуют две концепции. Согласно первой концепции существует только два понятия, которые достаточно полно характеризуют предмет банковской деятельности. Этими понятиями являются банковская операция и банковская услуга. При этом банковская операция – это определенное действие или элемент банквской услуги. Согласно второй концепции понятия «банковская услуга» и «банковский продукт» являются синонимичними. Так, например, Э.А.Уткин предлагает следующее определение: «банковский продукт (услуга) – разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышения эффективности банковского предпринимательства [13, c.113].

     Правовой  подход. Законодательство Украины не содержит однозначного определения понятия «банковская услуга», несмотря на то, что в текстах нормативных актов оно употребляется.

     Клиентский подход, основоположниками которого являются Ю.И.Коробов[8], Ю.С.Масленченков [11, c. 20], А.П. Мирецкий [11] и др. В рамках данного подхода основной акцент в рассматриваемых терминах делается на клиенте, который становится критерием, определяющим отличие одного понятия от другого. Так, например, Ю.И.Коробов считает , что объектом купли-продажи на банковском рынке являются не деньги, как считают приверженцы денежного подхода, а банковские услуги. При этом улсуги выражают отношения между производителем и потребителем, а операции – отношения внутри банка как производителя [8, c. 64]. Услуги являются одним из результатов осуществления банковских операций и вместе с тем они имеют свои отличительные признаки:

  • абстрактность (неосязаемость, сложность для восприятия);
  •     неотделимость услуги от источника и неотделимость производства от потребления;
  • неодинаковость или непостоянство качества;
  • несохраняемость и непостоянство спроса на банковские услуги;
  • договорной характер;
  • связь с деньгами;
  • протяженность во времени;
  • вторичность удовлетворяемых потребностей [12, c. 27].

      В концепции клиентского подхода  не сложилось единого мнения относительно понятия «банковский продукт».

      А.П.Мирицкий предпринял попытку примерить сторонников  «денежного»  «клиентского» подхода. По его мнению «Сферой применения банковскх услуг является денежное обращение и кредит, а объектами – все участвующие в этих процессах материальные и нематериальные средства (деньги, платежные документы, банковские счета, ценные бумаги и другие)» [11, c. 38]. 
 

    1. Классификация банковских услуг.
 
 

     К концу 20 в. коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных  банковских продуктов и услуг. Широкая  диверсификация операций позволяет  банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной рыночной конъюнктуре [1, 15].

     Перечень  банковских услуг содержиться в  лицензии на совершение банковских операций, выдаваемой коммерческому банку  НБУ (Национальный Банк Украины).

     Существует  несколько классификаций банковских услуг. Наиболее типовым является разделение банковских услуг на традиционные и нетрадиционные. Традиционные услуги  банков являются сопутствующими для традиционных банковских операций. Классификация банковских услуг представлена на рис 1.1 [5, с. 173].

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Рисунок 1.1 – Классификация банковских услуг 

Также существует классификация банковских услуг  в зависимости от потребностей клиента:

  • услуги приращения ресурсов;
  • услуги мобилизации ресурсов;
  • расчетные услуги;
  • услуги хранения;
  • информационные (консультационные) услуги.

     Каждая  из данных услуг имеет несколько  разновидностей, которые возникли в  результате эволюции банковского посредничества. Детально банковские услуги представлены в приложении А.

      Перечислим  основные банковские услуги.

      Валютный обмен. История свидетельствует, что одной из первых услуг, предложенных банками, стали валютнообменные операции. В современной банковской деятельности эти операции имеют огромное значение, поскольку экономические связи субъектов хозяйстования постоянно расширяются и глобализируются.

      Учет  коммерческих векселей и предоставление кредитов предприятиям. Уже в древние  времена банкиры начали учитывать коммерческие векселя. Этим они предоставлями займы местным торговцам, которые продавали банку долговые обязательства  своих покупетелей с целью быстрейшей мобилизации средств. От учета коммерческих векселей лежал недолгий путь к прямому кредитованию предприятий [1, с. 15].

      Посредничество  в кредите стало одной из важных функций коммерческого банка. Это  посредничество осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота денежных фондов юридических лиц и денежных доходов физических лиц. Главным критерием перераспределения ресурса выступает прибыльность их использования заемщиком.

      Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали  хозяйственных связей – от кредитора  к заемщику. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду в соответствии с потребностями  заемщиков, и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.

      Сберигательые вклады. Предоставление займов оказалось настолько выгодным делом, что банки применялись изыскивать способы мобилизации дополнительних средств. Одним из первых таких сособов стали сберигал\тельные вклады, которые банки принимали под процент. Этим банк выполняте и общественно важную функцию – стимулирует посредничесвто в кредит, которое он осуществлчет путем перераспределения денежных фондов юридических лиц и денежных доходов физических лиц [1, с. 16].

      Хранение  ценностей. В эпоху средневековья банки начали практиковать хранение ценностей своих клиентов в собственных надежных хранилищах. Сегодня в банках безопасным хранением ценностей занимаются отделы хранения сейфов.

      Расчетно-кассовое обслуживание. Банк принимает на себя инкассацию платежей  и осуществление  выплат по операциям клиента, а также осуществляет инвестирование избытков наличности в краткосрочные ценные бумаги и кредиты.

      Финансовое  консультирование. Банки, где работают опытные финансисты, могут дать квалифицированный совет, особенно когда вопрос стоит об оптимальном использовании кредита, сбережений инвестировании средств [1, c. 17].

 

       2 Нетрадиционные банковские услуги

      2.1   Факторинговые услуги 
 

      Современные коммерческие банки – развитые финансово-кредитные учреждения, которые ориентируются на международные стандарты и практтику дечтельности выдущих банков мира.

      Так, кроме депозитные, кредитные, расчетных и другий рапространенных банковских операций, коммерческим банком следует испорльзовать и нетрадиционные банковские услуги, дающие возможность расширить клиентскую базу и увеличить объем прибылиё Нетрадиционные банковские услк)уги широко используются в развитых странах мира. В Украине такие услуги предоставляют лишь некоторые коммерческие ьанки и в незначительных объемахё Становление и развитие рынка нетрадиционных  банковских услуг – длительный процесс, которые лишь начался в Украине. Это первый шаг, посколько их использование имеет немало преимуществ как для клиентов, так и для банков.

      Рассмотрим  лишь некоторые из нетрадиционных банковских услуг, наиболее перспективных в  будущем, а имеено факторинговые, лизинговые и трастовые услуги.

      Факторинговые операции распространены во всех развитых странах мира. Такое развитие факторинга обусловлено стремлением предприятий к ускорению оборота средств в расчетах, сокращение размеров оттягивания средств в дебиторскую задолженность и уменьшение объемов неплатежей. Факторинг – это приобретение права требования выполненич обязательств в денежной форме за предоставленнве товары или оказанные услуги со взятием на себя исполнения таких требований и прием платежей [9, с. 133].

Информация о работе Банковские услуги