Сотрудничество таможенных органов России и ЕС

Автор: Марина Юрченко, 17 Августа 2010 в 01:52, реферат

Краткое описание

Как известно, Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации. Учитывая весьма высокие темпы развития взаимной торговли, объективной представляется необходимость установления четкого взаимодействия таможенных систем Российской Федерации и Европейского союза, позволяющего оказывать максимальное содействие развитию внешней торговли с одновременным обеспечением должного уровня ее безопасности, поэтому, выбранная тема может считаться актуальной.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...............3
1. Приоритетные направления таможенного и транспортного сотрудничество России и ЕС………...……...4
2. Взаимоотношения России и ЕС транспортной области………………….8
3. Предмет и система таможенного права ЕС……………………………….10
4. Таможенное право ЕС: актуальные аспекты……………………………...16
4.1. Программы развития и интеграции……………………………………...17
4.2. Неаполитанская конвенция……………………………………………....19
4.3. Особенности переходного периода……………………………………...20
4.4. Последствия для России………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………………………………………...27

Содержимое архива - 1 файл

эк-ка там дела.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………...............3

1. Приоритетные направления таможенного и транспортного сотрудничество России и ЕС…………………………………………...……...4

2. Взаимоотношения России и ЕС транспортной области………………….8

3. Предмет  и система таможенного права ЕС……………………………….10

4. Таможенное  право ЕС: актуальные аспекты……………………………...16

4.1. Программы  развития и интеграции……………………………………...17

4.2. Неаполитанская  конвенция……………………………………………....19

4.3. Особенности  переходного периода……………………………………...20

4.4. Последствия  для России………………………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………….25

Список  используемой литературы…………………………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Как известно, Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером  Российской Федерации. Учитывая весьма высокие темпы развития взаимной торговли, объективной представляется необходимость установления четкого взаимодействия таможенных систем Российской Федерации и Европейского союза, позволяющего оказывать максимальное содействие развитию внешней торговли с одновременным обеспечением должного уровня ее безопасности, поэтому, выбранная тема может считаться актуальной.

      В настоящее время правовой основой  взаимодействия является Соглашение о  партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС и Протокол 2 к нему, а также утвержденные в мае 2005 года «дорожные карты» по общему экономическому пространству и по общему пространству свободы, безопасности и правосудия. Основной целью сотрудничества является достижение совместимости таможенных систем, и, считаю, российской таможенной службой совместно с коллегами из Европейской комиссии достигнут в этом деле значительный прогресс.

      Вопрос  упрощения таможенных процедур, особенно при пересечении границы, - чрезвычайно  актуален.

      Цель  работы – рассмотреть сотрудничество России и ЕС.

      Исходя  из цели, были поставлены и реализованы  следующие задачи:

рассмотреть приоритетные направления таможенного сотрудничество России и ЕС; перспективу отношений России и ЕС, и последствия этих отношений для России. 
 
 
 
 

      1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО И ТРАНСПОРТНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕС 

      В конце апреля 2007 года в Брюсселе (Бельгия) состоялось заседание Подкомитета  Россия-ЕС по таможенному и трансграничному  сотрудничеству. В повестку дня заседания  Подкомитета было включено несколько важных вопросов, касающихся нынешнего состояния взаимодействия таможенных органов России и государств Европейского союза, а также перспектив его развития. В деятельности сторон, целью которой является облегчение торговли между Россией и Евросоюзом и значительное сокращение времени пересечения границы, определены три приоритетных направления

      Первым  из них является реализация мер по разрешению ситуации с возникающими очередями транспортных средств  на общей границе между Россией  и ЕС и содействию торговле. Они, в частности, включают законодательные, административные и иные меры, предпринимаемые Россией и способные оказать быстрое и эффективное воздействие на очереди на границе. Кроме того, подтверждена необходимость продолжения сотрудничества в области модернизации деятельности ФТС России, в том числе путем реализации совместных проектов с участием России и Евросоюза. В связи с этим выступивший на заседании заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Малинин заявил, что с момента последнего заседания Подкомитета, прошедшего в апреле 2005 года, "в таможенных взаимоотношениях Российской Федерации и Европейского союза достигнут немалый прогресс". Он особо отметил такие области содействия, оказываемого экспертами Еврокомиссии и таможенных служб государств ЕС, как модернизация таможенной транзитной системы, анализ рисков и охрана прав интеллектуальной собственности. Одним из таких проектов является проект "Модернизация таможенной транзитной системы", призванный обеспечить совместимость новой Автоматизированной системы контроля таможенного транзита России с Новой компьютеризированной транзитной системой Евросоюза (NCTS). Финансирование этого проекта осуществляет Комиссия Европейских сообществ.

      Ввиду особого значения, придаваемого борьбе с контрафактом, эта тематика нашла отражение сразу в двух проектах сотрудничества. В рамках одного из них, в реализации которого от Евросоюза участвует таможенная служба Германии, акцент сделан на совершенствование таможенного законодательства и оптимизацию его администрирования, а также на подготовку кадров, в том числе создание учебного пособия.

      Участники встречи в Брюсселе указали на необходимость совершенствования  взаимодействия между контролирующими  органами по обе стороны границы, включая, например, установку каналов связи, проведение регулярных встреч и совместное использование инспекционно-досмотровых комплексов.

      В качестве второго приоритетного  направления сотрудничества названа  организация автоматизированного  обмена предварительной таможенной информацией в контексте реализации соответствующего пилотного проекта. Проект предусматривает обмен информацией в отношении товаров, перемещаемых через общую границу в рамках взаимной торговли между Россией и странами Евросоюза, включая товары, следующие транзитом через территории государств ЕС. Предполагается, что обмен информацией будет осуществляться в режиме он-лайн и через единый интерфейс. Важным элементом планируемого обмена информацией должно стать использование системы управления рисками.

      Наконец, третье приоритетное направление таможенного и трансграничного сотрудничества России и Европейского союза заключается в создании и совершенствовании инфраструктуры пунктов пропуска и таможенной инфраструктуры. Так, в рамках реализации программ приграничного сотрудничества России и Евросоюза идет обустройство автомобильных пунктов пропуска в регионе Северо-Западного Федерального округа, граничащего с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей. Выбор в пользу строительства объектов таможенной инфраструктуры на этих участках границы обусловлен их загруженностью, так как через них, прежде всего, проходят международные транспортные коридоры, обеспечивающие доставку товаров с севера Европы в центр и на запад России и в обратном направлении. В этой связи на средства Евросоюза (более 40 млн. евро) были обустроены пункты пропуска на финляндском участке границы Светогорск, Суоперя и Салла, а также грузовое направление пункта пропуска Багратионовск. Кроме того, завершается строительство МАПП Чернышевское на российско-литовской границе, а также подписан меморандум на обустройство МАПП Мамоново-Гжехотки через российско-польскую границу. В частности, предполагается, что пропускная способность МАПП Мамоново-Гжехотки составит 4000 автомобилей в сутки, в том числе 2600 легковых автомобилей, 1250 грузовых автомобилей и 150 автобусов. Успешная реализация таможенного и трансграничного сотрудничества между Россией и Евросоюзом требует постоянного мониторинга состояния взаимодействия между заинтересованными сторонами. С учетом этого на встрече было заявлено о создании рабочей группы по таможенным пограничным вопросам Россия-ЕС, которая будет возглавляться сопредседателями от России и Европейской комиссии. В состав группы войдут представители таможенных администраций десяти государств-членов ЕС, которые также примут участие в пилотном проекте по информационному обмену. Компетенция рабочей группы, первое заседание которой состоится в июне 2007 года, будет охватывать такие вопросы, как проведение мониторинга развития ситуации по трем вышеназванным приоритетным направлениям сотрудничества и выработка необходимых рекомендаций по его совершенствованию. По мнению участников заседания Подкомитета, Россия-ЕС по таможенному и трансграничному сотрудничеству, реализация намеченных совместных проектов будет способствовать устранению существующих на общей границе проблем и существенному увеличению взаимной торговли.[7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЕС В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ОБЛАСТИ 

      Эти взаимоотношения заслуживают особого  внимания. В них, как и в любом деле, есть свои положительные и отрицательные моменты.

      К положительным примерам следует  отнести, в частности, открытие в  октябре 2006 года обустроенного за счет средств Европейского союза международного автомобильного пункта пропуска Суоперя на российско-финляндской границе.

      Отдельно  хотелось бы остановиться на организации  обмена предварительной информацией  о товарах, перемещаемых во взаимной торговле между Россией и ЕС. На данную тему был проведен ряд консультаций экспертов ФТС России и Генерального директората по налогообложению и таможенному союзу Европейской комиссии. Правовая основа такого информационного обмена заложена в статье 78 действующего Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, которая, в частности, предусматривает взаимодействие в области обмена информацией.

      Обладая предварительной информацией, можно было бы в полной мере реализовать принцип выборочности таможенного контроля при обеспечении его высокой эффективности в целях исключения случаев подмены товаросопроводительных документов, декларирования товаров не под своим кодом товарной номенклатуры, занижения веса перевозимых товаров. Это позволило бы существенно сократить время таможенного оформления товаров на границе, увеличить пропускную способность пограничных пунктов пропуска.

      Российскую  сторону на начальном этапе информационного  обмена устроило бы получение информации, содержащейся в Новой компьютеризированной транзитной системе ЕС. Данная информация также относилась бы к «неЕСовским» товарам, помещенным в ЕС под процедуру транзита для последующей транспортировки в Россию через таможенные органы, расположенные на восточной границе ЕС, которые для ЕС рассматриваются в качестве таможен назначения. Равным образом, если не в большей мере, готовы работать по линии практической реализации Рамочных стандартов безопасности, принятых Всемирной таможенной организацией, к которым Россия присоединилась.

          Ключевые перспективные направления сотрудничества России и Европейского союза в таможенных делах:

      - сближение таможенного законодательства и таможенных процедур, с акцентом на таможенный транзит,

      - сотрудничество во внедрении  принятых Всемирной таможенной  организацией Рамочных стандартов  безопасности и упрощения мировой  торговли, с акцентом на предварительное  информирование,

      - развитие приграничной таможенной  инфраструктуры.[9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Предмет и система

        таможенного права  ЕС 

      Пункт 4 ст. 1 Таможенного Кодекса РФ прямо  предусматривает направленность таможенной политики РФ на гармонизацию и унификацию таможенного законодательства РФ с нормами международного права и общепринятой международной практикой. Кроме того, ч. 2 ст. 55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, провозглашающего отношения партнерства между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24.06.1994 г. (далее – СПС 1994 г.), содержит положение о том, что Россия и ЕС признают необходимость принятия мер для сближения своих таможенных законодательств, а ч. 1 ст. 78 СПС 1994 г. предусматривает, что целью сотрудничества в области таможенного дела является достижение совместимости таможенных систем России и ЕС. Активное сотрудничество России и ЕС в таможенной сфере делает необходимым изучение российскими учеными и практиками феномена таможенного права ЕС.[4]

      Говоря  о таможенном праве ЕС, необходимо в первую очередь обратить внимание на то, что речь идет не об отрасли  внутригосударственного (национального) права и не о простой сумме  правовых норм таможенных законодательств  всех государств, входящих в ЕС, а о правовых нормах, являющихся составной частью принципиально иной, особой правовой системы, не известной ранее, - правовой системы интеграционного объединения 25 государств, которая носит наднациональный характер и все еще находится в стадии формирования и подвержена постоянным изменениям.

      Одним из существенных признаков данного  интеграционного объединения, которым  является Европейский Союз, является то, что государства, входящие в его  состав, образуют между собой таможенный союз. Подписав Римский Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 года, статьей 9 которого предусматривалось создание данного таможенного союза, и установив во исполнение своих обязательств по созданию таможенного союза с 1 июля 1968 года общий таможенный тариф для всех государств-членов ЕС, эти государства тем самым добровольно лишили себя большей части своего таможенного суверенитета, передав полномочия по правовому регулированию в таможенной сфере «единому европейскому законодателю». С этого момента правовое регулирование таможенных правоотношений перестало быть предметом ведения государств-членов и стало исключительным предметом ведения ЕЭС. Вторым важнейшим этапом становления таможенного союза ЕС стала кодификация и систематизация правовых актов ЕС в области таможенного регулирования - принятие Таможенного Кодекса Европейского Сообщества (утв. в 1992 году регламентом 2913/92 и вступившего в силу с 1 января 1994 года) и регламента 2454/93 о порядке применения Таможенного Кодекса ЕС.[6]

Информация о работе Сотрудничество таможенных органов России и ЕС