Планирование расследования

Автор: Антон Копылов, 16 Августа 2010 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Грамотное планирование расследования по сложным уголовным делам на основе полной отработки следственных версий является одним из важнейших условий установления объективной истины. Хотя еще более полувека назад отмечалось, что ошибки и недочеты в работе следственных органов обусловливаются прежде всего бесплановостью расследования, с подобным состоянием дел можно встретиться и сейчас. К планированию расследования нужно приступать сразу же, на первоначальном этапе работы по делу. Однако теоретические выкладки и рекомендации в данном аспекте нам неизвестны, хотя потребность в них давно констатирована.

Содержание работы

I. Планирование расследования
1. Значение планирования для расследования уголовного дела
и программирование на первоначальном этапе 3
2. Выдвижение и проверка версий. 6
3. Процесс планирования расследования уголовного дела
и его структура 8
4. Значение криминалистической классификации для
планирования расследования 13
Список литературы 17

Содержимое архива - 1 файл

Криминалистика.кур.р..doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

     Намечая производство следственных действий, нужно всегда учитывать возможность выполнить их наличными средствами. Если, допустим, нужно произвести обыск, то следует подумать, не понадобится ли помощь, чья и какая; можно ли своевременно добраться до места, где его необходимо провести, позаботиться о транспортных средствах, о привлечении работников милиции и представителей общественности; подумать о подготовке технических средств и о тактике проведения намечаемого следственного действия. Иначе говоря, каждое следственное действие должно планироваться: только тогда оно будет проведено правильно и успешно.

     Рекомендовать какую-то общую для всех видов  следственных действий форму плана - труд бесполезный, так как планирование отдельных следственных действий находится в прямой зависимости от их характера.

     Для каждого следственного действии в плане предусматриваются сроки проведения исходя из степени неотложности действия, значимости его для хода следствия, связи с другими следственными действиями или розыскными мероприятиями, а также из условий их проведения. Намечаемые сроки должны быть реальными и сочетаться со сроками проведения следственных действий по другим уголовным делам.

     Форма плана может быть мысленной, письменной и графической. В дополнение к  письменному плану полезно составлять схемы, «шахматки», таблицы с использованием различного рода графических фигур. С их помощью отражаются связи между участниками преступления и отдельными доказательствами.

     Первый  этап планирования заключается в определении непосредственных целей расследования и в уточнении целей более общего уровня, сформулированных в процессе построения версий и выведения из них логических следствий. Здесь происходит перекодировка целей, в результате которой вырабатываются простые однофункциональные цели и цели конкретных мероприятий. Именно на данном этапе в основном создается своеобразное “дерево целей”, которое и представляет собой одну единую, но детализированную цель данной системы в целом.  Второй этап заключается в выделении общеверсионных вопросов и обстоятельств, т. е. тех логических следствий, которые повторяются при их выведении из различных версий. Третий этап планирования состоит в выявлений вневерсионных вопросов и обстоятельств, которые, не будучи логическими бедствиями какой-либо версии, тем не менее подлежат обязательному установлению в порядке так называемого “простого информационного поиска”. К ним относятся, например, уточнение возраста обвиняемых или потерпевших, исследование места происшествия при обнаружении трупа или его частей, установление скорости движения автомобиля по исходным данным. Выяснение этих обстоятельств отнесено к третьему этапу планирования, поскольку лишь после анализа и упорядочения всех логических следствий становятся ясными те факты, которые хотя и не вытекают из версий, но их выявление и проверка имеют не меньшее значение для дела. Четвертый этап заключается в определении и учете средств, находящихся в распоряжении следователя. Следователь фиксирует имеющиеся в его распоряжении ресурсы, т. е. ту организационную систему, которая сформирована на данный момент расследования. Пятый этап можно определить как этап постановки задачи. Сопряжение цели и средств, выявленных на предыдущем этапе, позволяет определить характер организационно-управленческой ситуации (упорядоченная — достаточно ресурсов или неупорядоченная — ресурсов явно недостаточно) и тем самым сформулировать стоящую перед следователем задачу. Правильно сформулированная задача позволяет в дальнейшем успешно спланировать как отдельные действия, так и всю деятельность субъектов расследования. Именно на этом этапе следователь выявляет конкретную организационно-управленческую ситуацию, определяет ее характер (тип), делает предварительный, общий и потому лишь качественный вывод о достаточности или нехватке сил, времени и средств. Шестой этап заключается в разработке, анализе и оценке вариантов возможных моделей процессуальных, оперативно-розыскных и других действий, направленных на подтверждение или опровержение логических следствий и установление вневерсионных обстоятельств. Именно на данном этапе следователь принимает решение использовать определенные средства.   При разработке и принятии тактических решений наиболее отчетливо проявляется необходимость органического сочетания планирования и прогнозирования. Хотя прогнозирование носит вспомогательный характер по отношению к планированию, оно существенно его обогащает. Седьмой этап планирования состоит в определении наиболее оптимальной очередности ранее намеченных действий и мероприятий. При этом следователь должен руководствоваться не только организационными, но и тактическими соображениями, в связи с чем предпочтение в смысле неотложности и срочности отдается действиям и мероприятиям, несвоевременное проведение которых может привести к уничтожению или изменению доказательств, невозможности выявления носителей информации, усложнению установления и задержания подозреваемых; которые являются общими для проверки всех или нескольких версий (эпизодов); без осуществления которых дальнейшая реализация плана становится затруднительной или даже невозможной, поскольку они служат информационной или тактической базой для проведения последующих действий, в том числе выполняемых другими лицами (следственные поручения, розыскные, оперативные, ревизионно-проверочные задания и т. п.); которые отличаются наибольшей трудоемкостью и длительностью проведения (строительные, бухгалтерские экспертизы, документальные ревизии, судебно-биологические исследования и т. д.), с тем чтобы “на их фоне”, в процессе их производства другими исполнителями осуществлять иные действия и проводить иные мероприятия. Восьмой этап планирования заключается в определении, во-первых, непосредственных исполнителей и, во-вторых, сроков выполнения и примерной продолжительности намеченных действий. Исходя из анализа, осуществленного на предыдущем этапе планирования, на восьмом этапе решается, вопрос о числе участников расследования с учетом наиболее оптимальной модели проведения следственных оперативно-розыскных и других запланированных действий. На данном этапе необходимо решить и вопрос об организационно-управленческой структуре, форме организации участников расследования (следственно-оперативная группа, следственная бригада, временное подключение следователей и оперативных работников для оказания помощи и т. п.). Девятый этап состоит в объединении отдельных планов, разработанных по каждой версии (эпизоду), а также планов проведения вневерсионных и общеверсионных (общеэпизодных) мероприятий в единый сводный план расследования по делу. Это объединение происходит не механически. Несмотря на предварительную оптимизацию, проводимую на предыдущих (особенно на 2-м, 7 и 8-м) этапах планирования, следователь вновь корректирует отдельные разделы (составные части) единого плана расследования. Десятый этап заключается в учете результатов реализации сформированного плана и внесении в него соответствующих изменений, что предопределяет специфику данного этапа и рассмотрение его многими исследователями как дополнительного, факультативного. Именно этим и объясняется тот факт, что в специальной литературе корректировка составленного плана обычно выносится за рамки планирования и структурно включается в процесс реализации плановых решений. Разумеется, нередко не возникает необходимости в корректировке планов расследования. В данном случае десятый этап не реализуется, но включение его в динамическую структуру планирования надежно гарантирует деятельность следователей от формального, догматического расследования и возможных ошибок, способствует повышению эффективности предварительного следствия.

4. Значение криминалистической классификации

для планирования  расследования

     Планомерное расследование уголовных дел позволяет быстро и полно раскрывать преступления, изобличать виновных, обеспечивать объективность в установлении истины и тем самым гарантировать, что ни один невиновный не будет привлечен к уголовной ответственности и осужден. Немаловажное значение для криминалистики вообще и планирования в частности имеет классификация. В криминалистической литературе постоянно подчеркивается значение систематики и классификации, высказываются мнения об обосновании понятия криминалистической классификации. Этот процесс находится в стадии развития и несомненно принесет пользу как в теоретическом, так и в практическом отношении. Поскольку составление плана расследования невозможно без учета криминалистической информации, необходимо учитывать ее криминалистическую классификацию. В этой связи представляется правильной точка зрения Н.С. Полевого, который считает возможным классифицировать криминалистическую информацию на три основных вида: субъективную, объективную и модельную. К субъективной, по мнению автора, относится информация, которая характеризует психические и анатомические особенности субъекта преступления: интеллектуальные способности, внешний облик и индивидуальность строения отдельных частей тела (лица, рук, ног, зубного аппарата и т. д.), биологические особенности организма и (или) его выделений (крови, мочи, слюны, пота и т. п.). Объективная информация отражает индивидуальные особенности качественного состояния того или иного объекта (или вещественного образования), находящегося в причинной связи с преступным событием. Модельная информация характеризует способы действий субъекта по совершению преступления или его сокрытию, в том числе обстановку, в которой было совершено преступление8.

     Разумеется, криминалистическая классификация  следственных действий с учетом специфических криминалистических задач, которую необходимо принимать во внимание при планировании, носит условный характер и образует комплекс взаимосвязанных следственных действий, которые направлены на достижение единой цели — установление объективной истины по делу. Классификация нужна для того, чтобы абстрагироваться от многих сторон конкретного следственного действия и выделить главную на данном этапе криминалистическую задачу, определить криминалистическую тактику решения этой задачи и включить в план расследования. Криминалистические задачи при планировании выделения или соединения уголовных дел, на наш взгляд, включают в себя: оценку следственной ситуации с точки зрения целесообразности выделения или соединения уголовных дел, так как решение без учета следственной ситуации на основе лишь процессуальных задач может привести к преждевременному или запоздалому выполнению следственного действия, что в дальнейшем повлечет за собой серьезные осложнения в следствии (подозреваемый, обвиняемый могут скрыться, уничтожатся вещественные доказательства, обвиняемым или его родственниками могут быть приняты меры для сокрытия материальных ценностей или уничтожения иных доказательств, имеющих значение для дела; определение круга лиц, преступных эпизодов и сроков для планирования выделения или соединения дел; определение круга следственных действий, которые необходимо провести до выделения или соединения уголовных дел (обыск, выемка, задержание и др.); определение круга следственных версий и вещественных доказательств для оставления в основном деле (снять копии, если необходимо) или затребования.

     На  практике, к сожалению, не всегда учитываются криминалистические задачи при планировании производства того или иного следственного действия. В частности, правоохранительными органами принимаются решения об объединении в одно производство дел о преступлениях различных лиц на основе лишь одного криминалистического признака — однородности способов совершения преступления или места происшествия, места задержания, например, на основе задержания нескольких спекулянтов, совершивших преступление одним и тем же способом, на одной и той же территории, но не связанных между собой по преступным эпизодам. Производство данного следственного действия без учета его специфических, криминалистических задач приводит к серьезным следственным и судебным ошибкам.

     Криминалистические  задачи определяют форму и тактику  выполнения следственных действий, что  необходимо учитывать при планировании. С нашей точки зрения, ценно предложение Р.С. Белкина при планировании работы над следственными версиями руководствоваться такой системой следственных действий: проводить следственные действия в сроки, предусмотренные процессуальным законом (например, сроки допроса обвиняемого): планировать следственные действия, неотложность которых диктуется исключительными обстоятельствами и которые, по существу, в иное время провести будет невозможно (допрос умирающего, осмотр места происшествия в сложных метеорологических условиях, когда обстановка может резко измениться, что в свою очередь определяет перечень технических средств, необходимых для выполнения тех или иных бедственных действий: диктофон, осветители, кинофотоаппаратура и т.д.); проводить действия, своевременность которых способствует нормальному ходу следствия (избрание меры пресечения, производство обыска, наложение ареста на имущество и др.), в том числе и такие, проведение которых требует значительного времени (имеются в виду и различные виды судебных экспертиз); следственные действия, от результатов которых зависит проверка нескольких версии одновременно; иные следственные действия9.

     Целенаправленное планирование следственных действий с учетом классификационной системы в общей форме, выполненной на криминалистической основе, способствует эффективному проведению следственных действий по выявлению, фиксации доказательств, применению технических средств. Можно дать следующее определение криминалистической классификации. Это самостоятельное направление в теории и практике советской криминалистики, представляющее собой специфическую криминалистическую систематизацию по объективным и субъективным основаниям противоправных событии, которые составляют содержание преступной деятельности человека, раскрывающее закономерную взаимосвязь криминалистики со смежными науками и используемое правоохранительными органами в сфере деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлении.

     Итак, криминалистическая классификация при планировании расследования должна способствовать комплексному применению имеющихся рекомендаций, которые предопределяли бы действия следователя при расследовании конкретного дела (дел), в частности, мотивировать необходимость немедленного выезда на место происшествия; обусловливать порядок проведения первоначальных следственных действий и осуществления оперативно-розыскных мероприятий и необходимость взаимодействия с органами милиции; предусматривать успешное разрешение проблемных ситуаций в процессе расследования посредством логических методов; моделировать обстановку преступного события, поведения подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. 
 
 
 

  Список  литературы

  1. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Р.С. Белкина. - М.: НОРМА, 2000. 
  2. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 718 с.
  3. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филлипова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. Спарк, 2005. - 750 с.
  4. Яблоков Н. П. Криминалистическая методика расследования. М., 1988.
  5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.:Юрид. лит., 1993.
  6. Уголовный кодексм Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. – М., 1996.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г. // Рос. Газета. – 2001. – 22 дек.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     30 марта 2010 г. /_________/ Хаиров Р.Р.

Информация о работе Планирование расследования