Разработка инновационной стратегии предприятия

Автор: Николай Глухов, 08 Августа 2010 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Проблема обеспечения инновационного развития отечественных предприятий приобретает принципиальное значение для повышения эффективности ведения хозяйствования, активизации экономических процессов. Преимущества инновационного фактора в обеспечении стойкого функционирования и конкурентоспособности предприятий сегодня являются очевидными, а его влияние на производство – радикальным и комплексным.
Проектирование инновационных преобразований предусматривает определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки цели до ее практической реализации. Задача руководства предприятия состоит не только в том, чтобы грамотно сформулировать стратегию, но и в том, чтобы правильно выбрать механизм ее реализации с учетом особенностей бизнеса и условий внешней среды на рынке. Сегодня правильный выбор инновационной стратегии является залогом успеха деятельности компании, поэтому тема работы представляется актуальной.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………...………..….... 3
Понятия «инновация» и «инновационная стратегия» ……..……………..4
1.1. Инновационный менеджмент – парадигма управления в XXI веке ...8
1.2. Классификации инновационных стратегий …………………….…….14
1.3. Методы анализа инновационных стратегий …………………….……18
1.4. Пути разработки инновационной стратегии ………………….………20
Этапы принятия и реализации инновационной стратегии ……………….22
2.1. Этапы принятия стратегических решений ………....………………… 22
2.2. Алгоритм реализации инновационной стратегии ………………........24
2.3. Критерии оценки инновационного проекта ……………………….…22
3.Расчетная часть ………………………………………………………..…….26
3.1. Краткая характеристика предприятия ………………..………….…… 26
3.2. Сущность инвестиционного проекта …………………………….....… 27
3.2.1. Смета затрат на разработку и внедрение проекта .……………….29
3.2.2. Выбор расчетного периода …………………………………….…..31
3.3. Прогноз финансовых потребностей и результатов ..………………… 31
3.3.1. Определение потребностей в инвестициях ……………………… 32
3.3.2. Составление таблицы денежных потоков и их дисконтирования 33
3.3.3. Расчет показателей эффективности проекта …………………….. 34
3.4. Расчет точки безубыточности ………………………………………… 38
3.5. Анализ рисков инновационного проекта …………………………….. 39
Заключение ..…………………………………………………….…………….… 41
Список использованной литературы …..………………………….……..…….. 42
Приложения ……………………………………………………………………… 43

Содержимое архива - 1 файл

7 ГОТОВОЕ РИС.doc

— 908.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

  Введение  …………………………………………………………...………..….... 3
  1. Понятия «инновация» и «инновационная стратегия» ……..……………..
4
    1.1. Инновационный  менеджмент – парадигма управления  в XXI веке ...
8
    1.2. Классификации  инновационных стратегий …………………….…….
14
    1.3. Методы анализа инновационных стратегий …………………….……
18
    1.4. Пути разработки  инновационной стратегии ………………….………
20
  1. Этапы принятия и реализации инновационной стратегии ……………….
22
    2.1. Этапы принятия стратегических  решений ………....………………… 22
    2.2. Алгоритм реализации инновационной стратегии ………………........
24
    2.3. Критерии  оценки инновационного проекта   ……………………….…
22
    3.Расчетная часть ………………………………………………………..…….
26
    3.1. Краткая характеристика предприятия ………………..………….…… 26
    3.2. Сущность инвестиционного проекта …………………………….....… 27
      3.2.1. Смета затрат на разработку и внедрение проекта .……………….
29
      3.2.2. Выбор расчетного периода …………………………………….…..
31
    3.3. Прогноз финансовых потребностей и результатов ..………………… 31
      3.3.1. Определение потребностей в инвестициях ……………………… 32
      3.3.2. Составление  таблицы денежных потоков и  их дисконтирования 33
      3.3.3. Расчет показателей  эффективности проекта …………………….. 34
    3.4. Расчет точки безубыточности ………………………………………… 38
    3.5. Анализ рисков инновационного  проекта …………………………….. 39
Заключение ..…………………………………………………….…………….… 41
Список  использованной литературы …..………………………….……..…….. 42
Приложения  ……………………………………………………………………… 43
 
 
 

  

  Введение

      Проблема  обеспечения инновационного развития отечественных предприятий приобретает принципиальное значение для повышения эффективности ведения хозяйствования, активизации экономических процессов. Преимущества инновационного фактора в обеспечении стойкого функционирования и конкурентоспособности предприятий сегодня являются очевидными, а его влияние на производство – радикальным и комплексным.

      Проектирование  инновационных преобразований предусматривает  определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки цели до ее практической реализации. Задача руководства предприятия состоит не только в том, чтобы грамотно сформулировать стратегию, но и в том, чтобы правильно выбрать механизм ее реализации с учетом особенностей бизнеса и условий внешней среды на рынке. Сегодня правильный выбор инновационной стратегии является залогом успеха деятельности компании, поэтому тема работы представляется актуальной.

      Объектом  исследования работы является инновационный  менеджмент. Предметом исследования является инновационная стратегия  предприятия. Целью данной работы являются изучение процессов разработки инновационной стратегии предприятия и овладение навыками расчета эффективности инновационного проекта, адаптированного к конкретному предприятию..

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Анализирую понятия «инновация» и «инновационная стратегия».
  2. Определяю этапы принятия и реализации инновационной стратегии.
  3. Оцениваю эффективность инновационного проекта конкретного предприятия.

      Методом сбора данных выбрано изучение учебного материала, мониторинг материалов печатных и электронных специализированных изданий, Интернет, документы планово-экономического отдела ООО «БашРемСтройСервис».

  1. Понятия «инновация» и «инновационная стратегия»

      Любая компания или организация так  или иначе участвует в инновационном процессе. Практически вся цепочка создания стоимости товара или услуги «пропитана» различными видами инноваций.

      Инновация представляет собой конечный результат  инновационной деятельности, полученный от вложения капитала в открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей.

      Что собой могут представлять  инновационные  воплощения? Это просто объединение  или изменение уже известных  элементов, но таким образом, которым раньше их никто не изменял или объединял. Нужно дать людям то, что они хотят, но в неожиданной для них форме.

      Согласно  классификации инноваций Шумпетера, существует пять типов инноваций:

  • использование новой техники или новых технологий производства и/или сбыта;
  • внедрение новой продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и управления предприятием;
  • появление новых рынков сбыта.

      Перечисленные типы инноваций вполне подходят для  программы инновационных изменений в любой компании.

      Инновационная деятельность – это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять. Цели управления инновационной деятельностью – генерирование, инициирование, контролирование новых идей, создание условий для разработки и вывода инновационной продукции на рынок.

      Наилучший и, пожалуй, единственно возможный  способ процветания для компании – непрерывно разрабатывать и  внедрять инновации: новые продукты, интересные рынку, новые стратегии освоения рыночных сегментов и территорий, новые внутренние бизнес-процессы, повышающие эффективность работы компании. Инновации являются естественным следствием человеческой потребности к выдвижению и претворению новых идей, и именно инновации могут выигрышным образом изменить жизнь компании и вывести ее в лидеры отрасли.

      Компании, инновации которых постоянны  и последовательны, опережают своих  конкурентов по множеству показателей. У инноваторов выше рыночная стоимость  активов, выше темпы роста бизнеса, более высокий уровень удовлетворенности покупателей и клиентов, более инициативные сотрудники.

      Непрерывные инновации – новая парадигма выживания и роста любого бизнеса, сектора экономики и всей экономики в целом1.

      Пожалуй, единственный ресурс, всегда уникальный на любом предприятии, – это инновационный потенциал персонала. Именно он может стать источником прорывной инновации, которые выведут компанию в лидеры рынка. Однако часто происходит так: инновация, не найдя поддержки в стенах компании, гибнет или реализуется в компании-конкуренте. Типичны случаи, когда инновационные идеи проживают свою жизнь в головах сотрудников, так и не увидев свет, и потенциал этих идей оказывается нераскрытым и упущенным. Упущенный потенциал идей можно отнести к той же категории, что и «упущенная прибыль»: в том смысле, что некоторые удачные инновации, достигнув стадии коммерческой реализации, могут принести компании заметные доходы и лидерство в отрасли.

      В рыночной экономике инновации выступают  как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж предприятия. Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс. 

      Стратегию можно определить как процесс  принятия решений. В обоих случаях  имеются цели (объекты) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения). Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

      Под инновационной стратегией компании обычно понимают стратегию использования  нововведений. Если руководство компании поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает.

      Одной из характеристик современного менеджмента является ярко выраженное усиление функции планирования. Роль планирования повышается во всех без исключения сферах управления компанией: от производства до сбыта, от распределения ресурсов до кадровой политики. Данное обстоятельство вызвано рядом факторов, среди которых главное место занимает тенденция усиления непредсказуемости предпринимательской среды и риска, связанного с функционированием компаний.

      В новых условиях особую актуальность приобретает такой вид долгосрочного планирования, как стратегическое планирование. Поиск фирмами постоянного преимущества на рынке вызывает необходимость разработки своих конкурентных стратегий и планирования их реализации.

      Основной  целью стратегического планирования на фирме является создание долгосрочного преимущества, а основным методом – постоянная адаптация к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде. Таким образом, в качестве основной задачи стратегического планирования инновационной деятельности выступает построение схемы инновационного поведения компании на рынке (рисунок 1)2. 

    
 
 
 

 

Рисунок 1   Планирование инновационной деятельности 

      Современное стратегическое планирование инноваций охватывает период от 3 до 10 лет (в зависимости от отрасли) и заключается в разработке комплекса мероприятий компании по адаптации, предвидению и конструированию изменений во внешних условиях путем внедрения инновационных проектов.

      Система стратегического планирования охватывает:

  • анализ рынка;
  • постановку целей;
  • разработку альтернативных стратегий;
  • составление стратегического плана.

      При разработке стратегии достижения целей  фирма опирается на изучение шансов, опасностей и возможных вариантов развития (SWOT-анализ), а также динамики оборота по изделиям и их видам, клиентам, секторам рынка. При этом большое внимание уделяется выявлению так называемого разрыва в обороте – разницы между намеченным оборотом с предполагаемой прибылью на ближайшие годы и реальным оборотом, возможным при сохранении в ассортименте старых изделий.

      Результаты  всестороннего анализа показывают направления расширения ассортимента, параметры необходимых усовершенствований, номенклатуру новых изделий и  сроки их освоения. Эти общие выводы детализируются с привлечением конструкторов, производственников, технологов, маркетологов. Например, в ряде фирм США и ФРГ при правлениях созданы постоянно действующие комиссии из представителей различных служб по вопросам обновления и усовершенствования продукции: их рекомендации облегчают перспективное производственное планирование, нацеленное на своевременные нововведения и снятие с производства морально устаревших изделий3.

    1. Инновационный менеджмент – парадигма управления в XXI веке

      Необходимость перехода к инновациям продиктована, в первую очередь, естественным процессом развития рынка. При этом по мере насыщения рынка и, как следствие, обострения конкурентной борьбы, меняются источники успешности бизнеса, а вместе с ними парадигмы управления (рисунок 2).

      Сначала на ранних стадиях ненасыщенного  рынка прибыль компании (формирование первичного капитала) является одновременно единственной целью и ценностью для бизнеса. Прибыль в это время есть исходный и самый главный дефицит для компании, предмет пристального внимания финансового менеджмента (собственно, единственного для того времени вида управления).

      Однако, по мере насыщения рынка, когда спрос  начинает превышать предложение, возникает новый дефицит – платежеспособный покупательский спрос. Теперь Покупатель как источник денег становится для компании дороже самих денег. Удержание старых покупателей и привлечение новых – это теперь ключевые проблемы маркетинг-ориентированного управления.

Информация о работе Разработка инновационной стратегии предприятия