Частная детективная и охранная деятельность как объект отношений в сфере обеспечения разрешительной системы

Автор: Динара Бахтеева, 17 Августа 2010 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо сказать, что отдельные направления административно-правового регулирования разрешительной системы в сфере частной детективной и охранной деятельности определяются Законом РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Приказом МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "Об утверждении Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" и др. Вопросы лицензирования деятельности, связанной с оборотом оружия, определяются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. "Об оружии", Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288, утвердившим Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, и др.

Содержимое архива - 1 файл

ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.docx

— 29.10 Кб (Скачать файл)

ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ  И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 

ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ  И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 

Демина Мария Фоминична - соискатель Международной академии предпринимательства (институт). 

Частная детективная  и охранная деятельность представляет собой сложный феномен, который  необходимо рассматривать как единый организм с учетом внутренних связей между их составными частями.

Необходимо сказать, что отдельные направления административно-правового  регулирования разрешительной системы  в сфере частной детективной  и охранной деятельности определяются Законом РФ от 11 марта 1992 г. "О частной  детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Приказом МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "Об утверждении Инструкции об организации  работы по лицензированию и осуществлению  органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" и др.  Вопросы лицензирования деятельности, связанной с оборотом оружия, определяются Федеральным законом  от 13 декабря 1996 г. "Об оружии", Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288, утвердившим  Инструкцию по организации работы органов  внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и  патронов к нему на территории Российской Федерации, и др.  

Поэтому в ходе административно-правового  регулирования разрешительной системы, связанной с осуществлением частной  детективной и охранной деятельности, возникает целый комплекс административных правоотношений как материального, так и процессуального характера.

Обобщение научной  и учебной литературы по административному  праву позволяет сделать определенные выводы относительно характеристики административных правоотношений, возникающих в связи  с реализацией института частной  детективной и охранной деятельности.

Обязательным участником данных отношений является орган  государственного управления - орган  внутренних дел, то есть данные отношения  протекают с участием государства.

Ю.М. Козлов отмечает, что специфической особенностью административно-правовых отношений  является то, что во всех случаях  необходимо следующее непременное  условие - обязательное участие в  них стороны, наделенной юридически властными полномочиями. Такой стороной является орган государственного управления, то есть субъект исполнительной власти, а также представляющие их должностные  лица. 

Административные  правоотношения, возникающие в механизме  правового регулирования частной  детективной и охранной деятельности, могут возникать как по инициативе физических и юридических лиц, так  и по инициативе органа внутренних дел и иных органов исполнительной власти. Так, по инициативе физических и юридических лиц данные отношения  возникают, когда названные субъекты инициируют соответствующее административное производство. Гражданин обращается в подразделение лицензионно-разрешительной работы с заявлением и иными документами, в котором просит выдать ему лицензию на частную детективную и охранную деятельность.

По инициативе органа внутренних дел административные правоотношения возникают в связи с осуществлением органами внутренних дел контроля за выполнением условий лицензирования в установленной сфере, в ходе осуществления проверок и ревизий  хозяйствующих субъектов, а также  предприятий, осуществляющих частную  детективную и охранную деятельность и др.

За нарушение сторонами  административного правоотношения своих обязанностей, как правило, применяется административная и  дисциплинарная ответственность. Так, административная ответственность  для граждан и юридических  лиц установлена за нарушение  законодательства о частной детективной  и охранной деятельности (ст. ст. 20.16, 20.24 КоАП РФ и др.), для должностных  лиц органа внутренних дел за нарушение  обеспечения лицензионно-разрешительного  режима, как правило, предусматриваются  меры дисциплинарного воздействия.

Административные  правоотношения, возникающие в связи  с осуществлением частной детективной  и охранной деятельности, несмотря в целом на их позитивный характер имеют правоохранительную направленность. Административное правоотношение, как  и другие элементы механизма правового  регулирования частной детективной  и охранной деятельности, имеет свою структуру. Под структурой правового  отношения, возникающего в связи  с административно-правовым регулированием частной детективной и охранной деятельности, понимается совокупность взаимосвязанных элементов. К числу  данных элементов относятся:

- субъекты административно-правового  отношения;

- объекты административно-правового  отношения;

- юридические факты,  на основании которых происходит  возникновение соответствующего  административного правоотношения.

Субъектами правоотношения, возникающего в связи с административно-правовым регулированием частной детективной  и охранной деятельности, являются участники, имеющие субъективные права  и юридические обязанности. Как  отмечается в научной литературе, вопрос о субъектах отрасли права  относится к числу наиболее важных и сложных. Его правильное решение  влияет на предмет и метод правового  регулирования, четкое определение  адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные  субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной  деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых-административистов. 

Как отмечает Д.Н. Бахрах, под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами  и обязанностями. Это понятие  включает в себя два критерия: социальный - участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта; юридический - признание правовыми  нормами способности быть носителем  прав и обязанностей, участвовать  в правоотношениях. 

В общей теории права  до недавнего времени было распространено мнение, что все субъекты права  делятся на две группы: граждане и организации. 

Критерий их деления  представляется вполне обоснованным. Однако названия обеих групп неудачны, так как они неточно отражают круг субъектов правоотношений, не учитывают их многообразия. Субъектами административного права следует  признать участников общественных отношений, которых нормы административного  права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения - основной канал реализации правовых норм, поэтому  носитель прав и обязанностей, как  правило, становится субъектом правоотношений, и, в общем, круг тех и других совпадает. 

Согласно Закону РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной  и охранной деятельности в Российской Федерации" частный охранник работает по трудовому договору с охранной организацией и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством, а также иными законодательными актами. Частный охранник выполняет  трудовую функцию и пользуется предусмотренными законом правами при наличии  удостоверения частного охранника, выданного органами внутренних дел. Частный охранник вправе применять  меры административного принуждения, применять и использовать специальные  средства и огнестрельное оружие, задерживать правонарушителей. Так, лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию). 

Говоря об обязанностях частных детективов и охранников, необходимо отметить, что частные  детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую  проверку на пригодность к действиям  в условиях, связанных с применением  специальных средств и огнестрельного оружия, и др.

Что касается объекта  административного правоотношения, то в теории административного права  высказаны по сути две основные точки  зрения относительно объекта административного  правоотношения. Одни авторы считают, что под объектом административного  правоотношения следует понимать все  то, по поводу чего возникает и существует само правоотношение. Сторонники другой точки зрения считают, что существует множество объектов правоотношения, к которым относятся действия, бездействие, продукты духовного творчества, личные нематериальные блага. 

Объект административно-правового  отношения - это действия (поведение) людей, с помощью которых реализуются  обязанности и права, предусмотренные  для определенного правоотношения. Иными словами, объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами  административно-правовых отношений, связанных частной детективной  и охранной деятельностью, являются те услуги (охранные, сыскные), которые  предоставляет субъект частной  детективной и охранной деятельности.

Рассматривая последний  элемент правоотношения, возникающего в связи с осуществлением частной  детективной и охранной деятельности, необходимо отметить, что наличие  нормы административного права  само по себе еще не порождает административных правоотношений. Основанием возникновения  административных правоотношений выступают  юридические факты, то есть те фактические  обстоятельства, с которыми закон  связывает возникновение, изменение  или прекращение конкретных административных правоотношений.

Норма административного  права только тогда начинает реализовываться, когда имеют место соответствующие  условия, события или действия. Различия между событиями и действиями, которые порождают правоотношения, состоит в том, что события  наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный волевой  характер.

В частности, с наступления  определенного возраста можно получить лицензию на занятие частной детективной  и охранной деятельностью, согласно Закону о частной детективной  и охранной деятельности право на получение лицензии имеет гражданин, достигший двадцати одного года (ст. 6).

Действия, которые  порождают административные правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением частной детективной и охранной деятельности, могут быть правомерными или неправомерными. Большинство  административных правоотношений порождается  позитивными действиями физических и юридических лиц, а также  органов государственной власти.

Юридическим фактом, на основании которого возникают  охранительные правоотношения в  рассматриваемой сфере, являются различного рода правонарушения, посягающие на установленный  порядок осуществления частной  детективной и охранной деятельности. Охранительные правоотношения называются еще деликтными отношениями. Как  отмечает В.Н. Лапшин, "...административно-деликтные  отношения с участием органов  внутренних дел возникают в связи  с совершением правонарушения, привлечением виновного к ответственности  и применением мер взыскания". 

Следует сказать, что  охранительную окраску имеют  административные правоотношения, связанные  с разрешением административных споров, которые нередко возникают  в ходе осуществления частной  детективной и охранной деятельности. Так, согласно Закону "О частной  детективной и охранной деятельности" в случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно  информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием  мотивов отказа. Это решение или  нарушение срока рассмотрения заявления  могут быть обжалованы в вышестоящий  орган внутренних дел или суд (ст. 6).

Административно-правовые споры, возникающие в связи с  осуществлением частной детективной  и охранной деятельности, могут разрешаться  как в судебном, так и в досудебном порядке. Как отмечает Ю.М. Козлов, административно-правовые споры между сторонами административных правоотношений решаются преимущественно  путем реализации полномочными субъектами исполнительной власти принадлежащих  им юридически властных полномочий. 

В целом ряде зарубежных государств в настоящее время  созданы специализированные органы, занимающиеся рассмотрением публично-правовых споров, а также детально определена административная процедура их разрешения. 

Исследование специфики  правоотношений, возникающих в механизме  административно-правового регулирования  частной детективной и охранной деятельности, позволяет выделить критерии для их классификации. Следует отметить, что в научной литературе предлагаются различные критерии для классификации  административных правоотношений. Если учитывать общетеоретические наработки  по проблеме классификации административных правоотношений, нас интересуют те классификации административных правоотношений, которые могут касаться рассматриваемой  проблемы.

Информация о работе Частная детективная и охранная деятельность как объект отношений в сфере обеспечения разрешительной системы